Опубликовано: 22600

Любимые женщины Магжана Жумабаева

Любимые женщины Магжана Жумабаева

В столь короткой, но яркой жизни великого Магжана женские образы прописаны не так отчетливо, как хотелось бы. Но вот отдельные любовные истории в жизни поэта Магжана Жумабаева все же дошли до нас в виде красивых и разноречивых легенд.Магжан и Зулейха

Несмотря на то что они знали друг друга с юных лет, их путь к счастью был долгим. Оба прошли через брак, прежде чем соединили свою судьбу навсегда…

В 1997 году в газете “Туркестан” был опубликован очерк Гадилши Кахарманулы “Суйген сулу” (“Влюбленная красавица”). Он рассказывает о любви Магжана к Зулейхе Жалтыровой. Она была первой дочерью Курманбая-кажи, проживавшего в Кызылжаре (ныне Петропавловск). Однако в пять лет она и ее брат потеряли отца. Воспитывала их мать – Джамиля. Так как в Кызылжаре в те годы не было казахских школ, Зулейху и ее брата отдали в татарское медресе, где обучался грамоте и будущий поэт. Талантливая и способная к учебе девочка выучила татарский, русский и арабский языки, стала одной из лучших учениц. Но после окончания шести классов мать забрала девочку домой: будущую мать и жену надо было обучать ведению домашнего хозяйства – шитью, приготовлению пищи… Вечерами Зулейха и ее подруги пели песни, играя на гармони. Она и здесь была первой. В один такой вечер увидел в окне свою любовь начинающий поэт Магжан Жумабаев. Он приходил в дом одного из будущих лидеров партии “Алаш-Орда” Мыржакыпа Дулатова на уроки русского языка и литературы. Гадилша Кахарманулы пишет, что Мыржакып, ничего не подозревавший о чувствах Магжана к Зулейхе, даже пытался посвататься к ней, предварительно послав ей свое фото. Но Зулейха ответила отказом и вернула фотографию. В это время готовившийся к поступлению в медресе “Галия” Жумабаев присылает ей письмо: “Сестренка Зулейха! Прошу написать мне. Я отправляюсь на учебу. Если бы вы согласились меня подождать?”. Зулейха не могла ответить на письмо, но и дать понять Магжану, что он ей мил, тоже не могла…

Замужем за другим

В 1913-м Жамиля выдала дочь замуж за башкирского торговца Хасана Мухамедьярова, девушка его не то что не любила – даже не знала. Через год в родные места приехал Магжан: в форме семинариста он постучался в дом Мухамедьяровых. По обычаю гостеприимства Зулейха напоила поэта чаем, за беседой он рассказал, что поступил в Омскую учительскую семинарию и приехал на каникулы.

Потом спросил: “А где же ваш муж?”. Молодая женщина ответила, что муж приходит после закрытия лавки. Чтобы не компрометировать чужую жену, Магжан спешно покинул дом… Но им суждено было встретиться вновь, уже в Омске, куда супруг привез жену лечить глаза. Затем, оставив ее продолжать лечение, вернулся домой. Зулейха жила в доме Мегеша Аблайханова. Однажды втроем – с девушкой, которую звали Амина Куанышова, и молодым человеком по имени Сапа – они пошли на фильм “Мустафа”, где неожиданно встретили Магжана. После фильма пары разбрелись. Магжан вновь спросил Зулейху: почему она не ответила на письмо? Молодая женщина сказала, что не могла перечить воле матери…

Зулейха всю жизнь по крупицам собирала труды Магжана, хранила его рукописи в подушках, матрасах, на чердаке. Будто бы знала, что его творчество будет востребовано спустя годы забвения

Магжан и Зейнеп

В начале 1918 года поэта арестовали представители партии “Уш жуз”, около 7 месяцев он просидел в тюрьме в Омске. Там он написал полное грусти и страдания стихотворение “Жан-жарымды бір суйеін түсімде” (“Поцелую любимую во сне”), адресованное жене Зейнеп – племяннице Шокана Валиханова, на которой женился перед окончанием семинарии. Брак был счастливым, но недолгим. Магжан посвятил Зейнеп строки:

Целуй же, милая, еще раз и еще,

Целебный теплый яд потек в крови,

Минуты этой прелести я не отдам

За трон царя, богатство всей земли.

Зейнеп умерла 10 февраля 1919 года во время родов. Родившемуся ребенку имя дал сам Магжан – Граждан (вероятно, оттого что он родился в годы Гражданской войны). Но младенец умер от воспаления легких уже через 9 месяцев. Испытав глубокое потрясение, Магжан написал стихотворение “На надгробье младенца”.

Магжан и Гульсум

4 апреля 1919 года была объявлена амнистия всем “заблуждавшимся элементам”, правительство “Алаш-Орды” распущено. Это время – начало принятия поэтом новой власти. Еще в пору семейной жизни Магжан открыл педагогические курсы в Омске, стал директором. Учителем математики там работала Гульсум Камалова.

Режиссер Калила Умаров рассказывает, что в его фильме “Магжан” есть кадры с живым свидетелем их любви – двоюродной сестрой Жамал Тастемировой-Бердыходжиной. Она жила в доме писателя Хамзы Есенжанова, который позже в книге “Акжайык” описал эту историю. Жамал часто передавала записки Магжана и Гульсум друг другу.

– С Жамал я встречался, она была уже в преклонном возрасте, – говорит Калила Умаров. – Она рассказывала, что Гульсум была очень красивой, с огромными черными глазами...

Гульсум была младшей дочерью татарского религиозного и общественного деятеля Закира Камалова. Родилась в Чистополе. Отец умер, когда она была еще совсем маленькой, ее воспитанием занимался брат Ибрагим. Начальное образование девочка получила в женском медресе “Амир-хания” (Чистополь), затем училась в женской гимназии Чистополя, женской гимназии Котовой в Казани. В 1911 году поступила на Высшие (Бестужевские) женские курсы в Санкт-Петербурге.

– Как только Магжан не пытался привлечь внимание неприступной красавицы Гульсум! – рассказывает Калила. – Однажды даже специально купил пенсне, как у Чехова или Блока, чтобы показаться ей более серьезным и респектабельным. Но так как обычных стекол в пенсне в ту пору не было, купил с диоптриями, хотя зрение у него было прекрасное. Увидев, что по улице идет Гульсум, надел пенсне и направился к ней. Но не заметил, что рядом дерево, и ударился лбом. Вот был конфуз!

Сердце Гульсум поэт завоевал лишь после того, как однажды в ее отсутствие написал в журнале стихи. Она ответила так же – стихами. Позже Магжан напишет ей:

Глаза верблюжонка,

волшебная речь,

Гульсум-ханум,

Жду, как с зарей, с тобой встреч,

Чуть взор мой столкнется

с твоим вдруг, Гульсум,

Волнуется сердце,

в смятении ум.

Глаза верблюжонка,

волшебная речь...

Летящая пламенем,

можешь ты сжечь,

Влюбляя в себя,

Словно солнце блеснув,

Улыбкой лучистой и милой,

Гульсум!


Из тюрьмы поэт написал полное грусти и страдания стихотворение “Жан-жарымды бір суйеін тYсімде” (“Поцелую любимую во сне”), посвященное Зейнеп – племяннице Шокана Валиханова. Их брак был счастливым,но недолгим

По версии Калилы Умарова, красавица Гульсум была замужем за симбирским фабрикантом Габдуллой Акчуриным. Он, узнав об их связи, сильно рассердился. Магжану грозила опасность.

Побег со свадьбы

Отец Магжана Бекен, по словам еще одного знаменитого литератора Сабита Муканова, подробно изучавшего биографию поэта, был против связи и брака сына с Гульсум. И он сватает за Магжана Жамилю – дочь известного жителя Петропавловска Д. Куанышева. Заплатил солидный калым, накануне тоя провел все традиционные казахские обряды.

В назначенный день в Петропавловск приезжают родственники Бекена, чтобы увезти жениха и невесту в Сартомар, где и была назначена свадьба, – пишет Муканов. – Но не могут найти Магжана. Искали три дня и три ночи. Он исчез. Сгорая от стыда перед сватами, родственники поэта вернулись домой. Можно понять после случившегося обиду Бекена, уважаемого в крае человека. Потом стало известно, в те дни Магжан был серьезно увлечен другой женщиной, будущей женой Зулейхой.

Дождалась своего часа Зулейха, любившая его все эти годы, – уточняет Калила Умаров. – Она предложила ему бежать в Челябинск, а сама должна была позже прибыть туда с его документами и деньгами. В 1989 году я с ней встречался. Прожив недолго в Челябинске, они уехали в Ташкент, жили в доме Султанбека Ходжанова, он помогал Магжану в издании его первой книги. Ходжанов – автор предисловия к первому изданию стихов Магжана Жумабаева, увидевшему свет в 1923 году в Ташкенте.

Навеки вместе

В тот же год Магжан был направлен из Туркестанской Республики в Москву в Высший литературно-художественный институт

им. В. Я. Брюсова. По аналогии с союзами поэтов Магжан решил создать литературное объединение казахских писателей “Алка” (“Коллегия”), написал программу, но оно так и не было создано. В 1929-м по ложному обвинению поэта арестовали в Петропавловске, затем осудили на 10 лет за связь с алашордынцами как пантюркиста и японского шпиона. До суда он сидел в Москве, в Бутырке, а срок отбывал в Карелии и Архангельской области, на Беломорканале.

Зулейха, как жены декабристов, последовала за ним. Но долго ей там оставаться не разрешали. Она обивала пороги высоких кабинетов, ходатайствуя о его освобождении. На подкуп и благосклонность чиновников ушли все ее драгоценности. Ей помогали сосланный в Москву основатель партии “Алаш-Орда” Алихан Букейханов и жена Горького – Екатерина Пешкова, – рассказывает Калила Умаров.

В 1934 году жена передает от Магжана письмо Максиму Горькому. Через два года благодаря его помощи Жумабаева досрочно освободили из Свирского лагеря политзаключенных. Но через полтора года, 30 декабря 1937-го, он снова был арестован в Алма-Ате и 19 марта 1938 года расстрелян НКВД. Ему было всего 45 лет. По другой неофициальной версии, Жумабаев умер в Петропавловске в тюрьме, где был забит до смерти. В любом случае точное место захоронения до сих пор не установлено.

Зулейха всю жизнь по крупицам собирала труды Магжана, хранила его рукописи в подушках, матрасах, на чердаке. Она будто бы знала, что наступит время, когда его творчество вновь будет востребовано после долгих лет забвения.

Фильм Калилы Умарова “Магжан”, снятый в 1990 году.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи