Опубликовано: 370

Льготы превратились в кабалу

– Действия Налогового комитета создают кабальные условия для предприятий, занятых в производстве сельхозпродукции, идут вразрез с политикой Президента и правительства и препятствуют развитию отечественной экономики, – убежден руководитель АО "Шымкентмай" Данияр АДИРБЕКОВ.Все так хорошо начиналось…

В 2006 году глава государства Нурсултан Назарбаев дал поручение предпринять конкретные шаги по обеспечению продовольственной безопасности, увеличению объемов продаж сельскохозяйственной продукции и экспортно-валютной выручки от деятельности сельхозперерабатывающих предприятий. В том же году было инициировано изменение в налоговое законодательство по предоставлению преференции в части уплаты налога на добавленную стоимость. В итоге предприятия, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье, стали выплачивать НДС на 70 процентов меньше, чем их коллеги по другим видам бизнеса. Это являлось логичным шагом реализации государственной политики.

С июля 2006 года по январь 2010-го эти нормы истолковывались именно так. В том числе налоговыми органами, которые, по сути, были гарантами по реализации этих льгот. Благодаря средствам, полученным по преференциям, АО “Шымкентмай”, занятое производством растительных масел, за три года сумело, например, значительно модернизировать и расширить производство, и главное – добилось конкурентоспособности не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. Нелишне будет сказать, что предприятие вносило заметную долю и в пополнение бюджета, обеспечивая оплату всех необходимых налоговых платежей.

…Но получилось как всегда

Однако в 2010 году все резко изменилось. Налоговый комитет Министерства финансов посчитал, что необходимо в корне пересмотреть практику применения данных льгот. В частности, в новом толковании следовало “произвести уменьшение на семьдесят процентов превышения суммы налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, над суммой начисленного налога и отнести данное уменьшение на себестоимость готовой продукции”. Говоря понятным языком, вместо предоставления налоговых льгот здесь сразу же произошло двойное налого-обложение. И льготы превратились в настоящую кабалу.

Примечательно, что апробировать нововведение Налоговый комитет взялся именно с АО “Шымкентмай”. В феврале 2010-го там получили уведомление от Аль-Фарабийского налогового комитета города Шымкента с требованием вести бухгалтерию в соответствии с новым толкованием и произвести полный перерасчет за время начиная с 2006 года.

Предприятие сразу оказалось в должниках перед бюджетом на сумму около 698 миллионов тенге. При таком раскладе стоимость продукции возрастает минимум на 15–20 процентов. А это в условиях повышенной конкуренции с товарами из России прямой путь к банкротству отечественного предприятия.

Как Генпрокуратура неофициально отвечает на официальные запросы

Юристы АО “Шымкентмай” направили официальный запрос в Генеральную прокуратуру с просьбой дать свои разъяснения происходящему. Не будем утомлять читателя полным изложением ответа, так как он изобилует специфической терминологией и мудреными фразами. Скажем только, что в нем нигде не подтверждается законность нового толкования вопроса Налоговым комитетом. Приведем лишь два последних абзаца из ответа Генпрокуратуры от 19 августа 2011 года:

“…исходя из этого, полагаем, что уменьшение на 70 процентов превышения суммы НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного НДС не охватывается смысловым содержанием пункта 3 статьи 244-1 Налогового кодекса от 12 июня 2001 года.

Эта позиция Генеральной прокуратуры не может приравниваться к официальному толкованию, а также разъяснению закона в соответствии со статьей 26 Закона РК “О Прокуратуре” (!)…”

Кому это выгодно?

Возникший прецедент охватывает не только конкретную проблему АО “Шымкентмай”, он в целом может характеризовать ситуацию с защитой отечественного бизнеса. Вернее, с отсутствием этой защиты Президент Казахстана дает указания обеспечить условия для развития отечественного производителя, которые подкрепляются соответствующими изменениями в законах, в том числе – в налогообложении. Однако эти изменения получают такую трактовку в исполнительных органах, что оказываются прямо противоположными их первоначальному значению. Причем обоснование этому у Налогового комитета очень актуальное – он таким образом заботится о полноте сборов налогов! И даже Генпрокуратура в святом деле пополнения бюджета отстраняется от официальной и принципиальной оценки и реагировании на действия налоговых служб.

АО “Шымкентмай” обратилось со своей проблемой к Премьер-министру Кариму Масимову. Сотрудники предприятия просят разобраться, почему действия Налогового комитета ведут к прямому банкротству отечественных компаний, занимающихся переработкой сельхозпродукции?

Шымкент 

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи