Опубликовано: 21500

Льготные автокредиты обходятся казахстанцам слишком дорого

Льготные автокредиты обходятся казахстанцам слишком дорого Фото - Тахир САСЫКОВ

Продавцы на рынке подержанных автомашин снизили цены, государство вкладывает миллионы в поддержку отечественного автопрома и льготного кредитования, но, несмотря на все это, продажи стремительно падают. Что же происходит на рынке?

Нулевые шансы купить нулевую машину

Как там говорят оптимисты: кризис – лучшее время покупать? Мой сосед – из этой самой породы неунывающих людей. Поднакопил денег на первоначальный взнос и решил купить новую машину. Время самое что ни на есть подходящее – рынок из-за кризиса встал, салоны идут на беспрецедентные уступки. По крайней мере такое впечатление создается, когда слушаешь их рекламу, где без устали сообщают о снижении цен, о суперакциях: тут вам и рассрочка, и льготный кредит, на который государство выделило огромные деньги.

Потирая руки в предвкушении, знакомый отправился в салон. Цель была воспользоваться всеми бонусами ситуации. И на это были все шансы: зарплата, прям как в сводках Госстата, средняя, но зато “официальная”. Мы уже были уверены, что вечером всей компанией будем обмывать покупку. Но “счастливый автовладелец” появился на пороге с кислым лицом.

Льготный кредит – слишком дорого!

– Не знаю, что делать, везде засада… – так начал он свое разоблачение автосалонов. – Государство выделило 10 миллиардов тенге в кризис на льготное кредитование. Думал, хоть раз в жизни воспользуюсь случаем, но посчитал все и понял, нет – не получится.

Мы тут, конечно, сразу схватились за калькуляторы. Экономику пытаются спасти, рынок “подпитывают из бюджета” последними силами, а тут такое…

– Выбрал я авто по своим скромным средствам. Пришел в салон, а мне говорят, что по льготному кредиту можно взять только вот эти – самые дорогие модели. Выбор небогат, всего три авто. Брать “Лады” я не хочу, а цены на корейские авто нашей сборки начинаются с 5 500 000 тенге. Плюс есть еще так называемые “дополнительные платежи” для оформления льготного кредита, там страховка, услуги нотариуса, еще много всего. В результате мой первоначальный взнос дорожает еще на 300 тысяч с копейками…

– Ребята, займите еще два миллиона! Мне на льготный кредит не хватает. А копить – времени нет. Цены в салонах меняют постоянно. Скоро еще дороже будет. Доллар-то растет… – неожиданно заканчивает сосед.

– Но это же отечественные авто! – сокрушаемся мы.

– Мне сказали, что все равно от доллара зависят, запчасти закупают в Корее, а тут только сборка…

Почуяв угрозу собственным кошелькам, наша компания еще быстрее стала стучать по кнопкам калькулятора. Давать в долг, да еще и в кризис, такие огромные деньги никто не хотел, а спасать товарища надо.

– А мы слышали, у них есть льготный кредит, но не государственный! А еще рассрочка! Езжай завтра, узнай.

Скрытые “плюсы” от салонов и банков

На следующий день, как в сказке, вернулся добрый молодец домой опять опечаленный. Действительно, в салонах есть кредиты, которые начинаются от 3 процентов. Но взять их оказалось не под силу нашему среднестатистическому казахстанцу.

– Самый дешевый кредит дают только на год и при первоначальном взносе в 50 процентов. При этом ежемесячный платеж – две моих зарплаты. Сразу отпадает, – заключил сосед. – По моим доходам 7-процентный кредит можно взять и на пять лет. Я, конечно, согласился. Но тут опять началось… Мне сообщили, что если я хочу этот кредит, то должен докупить к машине еще всякой всячины на 350 тысяч тенге – это обязон. Выбрал я авто за 3 миллиона 690 тысяч, а кредит мне дадут, если заплачу 4 миллиона 040 тысяч. И с этой дополнительной суммы я тоже буду платить процент в течение пяти лет!

– Да, дешевое у нас всегда стоит дорого. А как же рассрочка?

– Не потяну.

– Но это же беспроцентный кредит! – возмутились мы.

– Я тоже так думал, оказывается, нет.

Тут сосед выложил всю “калькуляцию”. Во-первых, для покупки в рассрочку ты должен докупить в салоне всяких дополнительных прибамбасов еще на 400 тысяч тенге. А потом идти в банк. Там свои “прелести”. В результате которых, как бы парадоксально это ни звучало, сумма переплаты по беспроцентному кредиту составит больше миллиона тенге!

Так, за оформление кредитной документации банк возьмет 245 тысяч тенге, словно печатать ее будут на золотой бумаге, плюс еще 4 вида разных комиссий.

– В общем, подумал я, не видать мне новой машины как своих ушей. Поеду я на барахолку, – резюмировал сосед.

Особое мнение

Евгений КУБЕКОВ, шеф-редактор Motor.kz:

– В программе кредитования, которую поддерживает правительство, участвуют только те авто, которые собираются на территории Казахстана. Но в нашей стране нет таких дешевых автомобилей, например, как в Узбекистане. Там производитель может демпинговать ценами на внешних рынках. Наш производитель не может, нет пока того модельного ряда, который мог бы продаваться по низкой цене. Самая дешевая машина, которая собирается в нашей стране, это “Лада” 4 на 4.

Что же касается кредитов от банков и салонов, то здесь свободный рынок. Каждый может предлагать свои условия, и человек решает, брать ему авто на таких условиях или нет.

Рынок новых авто в Казахстане сильно просел. Цены в автосалонах Казахстана по-прежнему выше, чем в той же России. Потому что там рынок больше, конкуренция сильнее, условия лучше, конечно, там будет дешевле, чем у нас. По результатам октября, в топ-10 самых продаваемых авто вошли все машины, собранные в России, наших там вообще нет.

Алексей АЛЕКСЕЕВ, главный редактор журнала “За рулем Казахстан”:

– 2015 год стал годом падения в яму казахстанского рынка новых автомобилей. С декабря 2014-го и по сей день жители Казахстана чаще предпочитают покупать машины в соседней России, чем ходить по местным дилерским центрам. Не смогли остановить такой валовой спрос ни скидки официальных дилеров, ни заманчивые бонусные предложения, ни возможность покупать в кредит.

Но ситуация все же сыграла на руку потребителю. Кризис обнажил маржу продавцов новых автомобилей, и она оказалась довольно существенной. Некоторые модели подешевели на 20–30 тысяч долларов, и это стало шоком для покупателей. К примеру, было много случаев, когда вчера человек приобретал автомобиль по одной цене, а на следующий день ценник менялся в сторону уменьшения на 10–15 тысяч. Люди чувствовали себя обманутыми. Включая тех, кто купил машину задолго до этого.

***

“Фишки” от правительства

Внести свежую струю в болото авторынка могут идеи, которые сейчас активно обсуждают в правительстве. Итак, чем же нас могут напугать в ближайшее время.

Первая страшилка – введение утилизационного сбора. Говорится об этом уже давно. Удорожание автомашин в связи со сбором может составить от 1 до 3 тысяч долларов в среднем. Реальные же шаги будут предприняты по мере создания инфраструктуры по переработке старых “железных коней”. В связи с этим вице-министр по инвестициям и развитию Альберт РАУ недавно “обрадовал”, что с начала 2016 года эта мера вводиться не будет.

Зато на пороге другие значительные перемены – резкое увеличение сбора за первичную регистрацию подержанных автомобилей.

– Если завозится автомобиль в возрасте от года до трех, тогда разовый сбор будет составлять 50 месячных расчетных показателей (МРП). Если больше трех лет, то сбор будет составлять 500 МРП. На сегодняшний день сбор за первичную регистрацию автомобиля в Казахстане составляет 0,25 расчетного показателя, это примерно 500 тенге, – сказал Альберт Рау. – Эта мера вводится как альтернатива. В целом ряде стран такой сбор существует – это Дания, Болгария.

Понятно, что данная мера ударит в первую очередь по карману среднего казахстанца, который не может позволить себе новые авто. Эксперты авторынка восприняли эту весть критически.

– За введением очередных драконовских мер “по защите” казахстанского потребителя от качественных и недорогих европейских, американских, японских автомобилей явно “торчат уши” так называемого “казахстанского автопрома”, – считает глава Союза автомобилистов РК Эдуард ЭДОКОВ. – Того самого “автопрома”, о котором периодически говорят, как о большой афере! Ведь в основной массе это и не автопром вовсе, а просто особая форма импорта, позволяющая сэкономить на таможенных пошлинах при завозе разобранного нового автомобиля! В “тучные” годы эти “автопромышленники” наживались за счет высоких цен на машины, теперь, в кризис, они продолжают “сосать” кровь из простых казахстанцев за счет финансирования своих прожектов из бюджета. А также лоббируя разнообразные запретительные меры, вынуждая нашего небогатого потребителя вместо 3-летней “Тойоты” покупать новую “Ладу”.

Но есть и хорошие новости. В конце декабря, в связи  со вступлением Казахстана в ВТО, начнут снижаться таможенные пошлины на авто.

***

Барахолка в депрессии

А тем временем на автобарахолке, похоже, остались только философы. Машины подешевели, а ожидаемые продажи так и не пришли. Да и выбор авто небогат – либо совсем рухлядь, либо “прожорливые” многолитражки, которые съедят вашу зарплату на завтрак.

Хозяин “Мерседеса” Арман признается, что здесь начал читать книги впервые за последние десять лет. А что еще делать сумрачным днем на автобарахолке, пытаясь сплавить своего “железного коня” вот уже в течение двух месяцев?

– Цену я поставил уже минимальную, за пять тысяч долларов отдаю. А покупателя все нет. Но я подхожу философски. У каждой машины будет свой хозяин, вот сижу и жду, когда появится…

С точки зрения экономики на рынке подержанных авто произошел прогнозируемый обвал цен. Долгие годы б/у-рынок был надутым мыльным пузырем. Цены на старые авто были чересчур завышены. Причина? Наш странный менталитет: “Я авто три года назад купил за такую цену и дешевле отдавать не буду”. Об этом диком ценообразовании мы писали не раз. Теперь же, когда случился кризис и люди стали действительно считать деньги, переплачивать за полуживых “коней” никто не хочет. Статистика такова, что в каждой казахстанской семье по полторы машины. И сегодня в связи с кризисом и соответственно  вопросами экономии денег на бензин, оплату налогов, ремонт многие избавляются от лишних старых колес, оставляя одно авто, но посвежее.

Больше всего обрушились цены в сегменте авто с 2010 по 2014 год выпуска с объемом более трех литров. Они стоят на барахолке отдельно. И здесь можно лечить нервы. Вот стоит крутой “Лексус” по цене 18 тысяч долларов. Но желающих купить нет – эксплуатация влетает в копеечку. Рядом крутые “Мерсы”, BМW тоже до 20 тысяч. Многие предпочитают вообще не указывать цены на бланке продаж, пишут: “Звони, договоримся”. Один из авторов такого послания признался – озвучивать низкую цену стыдно!

Но они могут стать еще ниже. Пример – российский рынок “вторичных” авто. Желающие приобрести машину сегодня частенько делают покупки именно у соседей. На автобарахолке даже появился пятачок “Авто из России”. Ценовая разница, несмотря на то, что мы почти уже подошли к прежнему соотношению тенге и рубля, все еще составляет от 10 до 20 процентов. Но и эту лавочку скоро прикроют. В правительстве активно разрабатывают меры по поддержке отечественных производителей.

Алексей АЛЕКСЕЕВ, главный редактор журнала "За рулем. Казахстан"

– Цены, которые добрый десяток лет были стабильны, сильно изменились. Виной тому  дорожающий доллар. Раньше при падении национальной валюты цены на подержанные автомобили оставались прежними (они-то прописаны в долларах), и это было даже выгодно продавцам. Теперь же всем понятно, что 100 долларов сегодня – это уже совсем другая цифра.

К примеру, лидер по спросу на вторичном рынке среди внедорожников – “Тойота Ленд Крузер Прадо” (120-й), феноменально державший высокую планку много лет, подешевел в два раза. Месяц назад за “Прадо” в 120-м кузове 2003–2006 годов требовали 30 тысяч долларов, а теперь только 15–16. “Прадо” в 150-м кузове тоже подешевел – 2011 год стоит 30 тысяч долларов.

Другой яркий пример – “Фольксваген Туарег” последнего поколения. На старте продаж за эту модель просили 95 тысяч долларов. Сегодня четырехлетний “Туарег” стоит… 30 тысяч долларов. Рынок отмечает жесткое падение дорогих подержанных автомобилей, и это шок. За те же деньги можно купить, например, “Порше Кайен”! Вот так роскошь стала доступнее.

Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи