Опубликовано: 2800

Лекарство от стрессов

Лекарство от стрессов

Эта уникальная система фехтования пришла к нам из Японии. Корни ее уходят еще в эпоху самураев. А традиции и техника владения мечом перекочевали в наше время, впрочем, как и неизменный дух романтизма.

Малочисленное сообщество последователей кендо и иайдо в Казахстане пока квартирует в одной из элитных многоэтажек Алматы. C порога не слышно ни звона железа, ни звуков ударов, ни громких голосов. Нас встречают пестрые панно с японскими мотивами и пряные благовония.

Чтобы “костюмчик” сидел

Кендо (в переводе с японского – “путь меча”) – это не просто японское фехтование. В кендо приходят ищущие покоя ли, душевного равновесия или выхода энергии. Назвать кендо спортом язык не поворачивается. Грань между борьбой и философией размыта временем. Последователи кендо облачаются на наших глазах в костюмы синего цвета. Синий – естественный цвет, как нам пояснили, его добывают в природе. Одеваются мастера кендо тщательно, с особой грацией, ведь церемониал этот не терпит спешки.

– Требуется соблюдение определенных правил: как шнурки, как платок затягивать. В Японии к этому относятся дотошно. Люди, которые по 40–50 лет этим занимаются, выработали наиболее оптимальный вариант движений, – говорит тренер по кендо Виктор Трусов.

Экипировка мастера кендо дошла до наших дней, не претерпев особых трансформаций.

– Юбка-штаны – хакама была атрибутикой людей, которые ездили на конях, – самураев, меченосцев, это было их традиционной одеждой. Раньше, возможно, материал был грубее.

Также в элементы экипировки входят куртка – кейкоги, шлем – мен, рукавицы – котэ, протектор для груди – до. Начинающим кендоистам советуют приобретать экипировку подешевле. И лишь с ростом мастерства можно улучшить качество доспехов.

– Мы даем амуницию напрокат, чтобы человек понял, надо ли ему это? Если надо, то позже предложим для покупки другую – стоимостью около 600 долларов. Не дороже, чем горные лыжи. Амуниция достаточно долговечна – меняются только перчатки, которые со временем стираются и дырявятся.

Японцы отвергают традиции

Виктор Трусов – казахстанский сэнсэй и наш проводник в мир кендо – после почти 20 лет занятий айкидо увлекся иайдо (искусство владения мечом. – Прим. авт.) и в 1998 году поехал в Японию, чтобы серьезнее познакомиться с этой системой.

– Местный сэнсэй сказал, что не станет мне преподавать иайдо, если я не буду заниматься кендо! Я подумал: что мне кендо! Но после первой тренировки уже жалел, что приехал в Токио. Движения в кендо – пробег и продолжительный крик, – когда не умеешь их делать, кажутся неестественными. Ведь я считал себя уже большим мастером, а там бегал, как мальчишка! К тому же сэнсэй ставил меня в пару с обладателем 5–6-го дана. У меня возникал животный страх, как у кролика перед удавом, настолько мне не хотелось идти на спарринги…

На протяжении 7 лет Виктор ездил в Японию изучать кендо и иайдо, сегодня он обладатель второго дана по кендо.

– В Японии остро стоит проблема с помещениями. У моего сэнсэя было три додзё (клуба), но держать их нерентабельно: у местной молодежи интересы все ближе к американским – в залах кендо посетителей немного.

В Японии настолько велико уважение к людям, практикующим кендо, что даже такие строгие люди, как таможенники, заметив в вашем багаже оборудование для тренировок кендо, обязательно сделают поклон.

Трехступенчатый удар

Занятия по кендо ведутся в спортивном зале со специальным деревянным покрытием – здесь занимаются босиком.

– Тренировка, как и везде, начинается с разминки. Есть определенные специфические движения. Проблема в том, что мы не можем, как в фехтовании и карате, использовать бедро для удара. Сам удар имеет три составляющих. Важно, что вы делаете до удара, во время него и после. Если нанесли удар случайно, инстинктивно, его не засчитывают.

Сэнсэй Виктор показывает нам три фазы удара. Участники поединка становятся на расстоянии 2,5–3 метра напротив друг друга, кивком головы приветствуют, потом делают движение на сближение и застывают в позиции готовности. В руках у самураев боккены – деревянные мечи. В этом положении они ждут команду судьи о разрешении начать поединок. Все указания даются на японском языке.

– В положении “лбами друг к другу” каждый ищет слабое место противника. Самое важное в кендо происходит тогда, когда они не двигаются, создается впечатление, что они напряжены, – на самом деле ищут место, чтобы ударить. Участники отскакивают и именно в этот момент проводят удар. После удара ты должен показать свое эмоциональное переживание – захватывающий крик – по поводу того, что сделал. Это заншин – правильное ментальное отношение. Начинающие обычно какой удар делают, то и кричат – по голове, значит, мен, по корпусу – до.

Сверхъестественные скорости

Те, кто видел поединки по кендо, замечали, с какой молниеносностью производятся удары. Скорость воспроизведения движений не поддается раскодировке для глаз! Непрофессионалу угадать победителя в дуэли кендоистов невозможно.

– Когда только начинаешь тренироваться, не успеваешь даже улавливать движения, недоумеваешь, как судьи могут что-то понять. Твое восприятие становится лучше по мере роста мастерства. Но сэнсэи, которые судят по полвека, заранее знают, что ты будешь делать.

Кроме трехступенчатой системы удара в кендо ограничено и количество мест, куда удары можно наносить: в верхнюю часть тела, по бокам, в горло, по правой руке. Те места, которые часто атакуются, защищены экипировкой.

– Начинающие бьют куда попало. Для практики кендо нужен деревянный пол. Специфика передвижений на нем такова, что ноги не меняются. Оружие находится в таком положении, что и руки тоже не меняются. Помимо того, что вы попадаете синаем (бамбуковый меч), вы должны акцентировать это ногой и голосом. Поединок длится около 2 минут, пока один из участников не наберет два очка. Однако дуэли среди профессионалов, как правило, затягиваются.

Синаи и боккены

Кендо ассоциируется с фехтованием, главное оружие здесь – меч. Бамбуковый – синай, который считается учебно-тренировочным, и деревянный – боккен. Правда, те синаи, которые используют казахстанцы, сделаны не из бамбука, а из карбона, чтобы в нашем сухом климате они служили дольше.

– Отношение к деревянному или настоящему мечу одинаковое, – продолжает Виктор. – Такая на вид незатейливая палочка, а сколько внутренней мощи можно от нее перенять! Воздействовать и воспитать себя. Если неприятности на работе, провел несколько поединков и понял, что все это суета, что ты жив-здоров, все остальное вообще не имеет значения! Поединок практикует тело, сознание и дух.

Изначально во всех боевых искусствах есть такое понятие, когда противник побеждается еще до начала поединка, не вытаскивая меча.

– В кендо есть золотое правило: сначала побеждаешь своего противника, а потом только наносишь удар. Вы знаете, что такое внутренний стиль? А внешний? Стили, связанные с какими-либо внешними движениями, – внешние. Внутренние – за пределами общеизвестных.

Неслабый пол с мечами

Эмансипированные женщины проникли и в восточные боевые искусства. Женщины педантичны в занятиях, более целеустремленны и более… жестки.

– Их кендо – сволочное. У них и крик такой, что у тебя душа выворачивается, и удары такие же. Есть женщины с очень хорошим уровнем. У нас не представляют, как женщина может наносить такой сильный шлепковый удар, но в августе в Казахстан приедет барышня из Тайваня – она покажет, как это делается.

Для женщин кендо – отличное лекарство от стрессов, укрепляет веру в себя, дарит ощущение физического и ментального благополучия.

Марина ХЕГАЙ, Иван БЕСЕДИН (фото)

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи