Опубликовано: 4100

Куриная слепота

Куриная слепота

Государство обязано привлечь ресурс социально-предпринимательской

корпорации, чтобы помочь крупнейшей птицефабрике Восточного Казахстана, – считают предприниматели области. На кону  судьба большого села Черемшанка, для которого фабрика – градообразующее предприятие.

В начале ноября  некоторые издания сообщили о ситуации на Черемшанской птицефабрике в Восточном Казахстане. Птичий конвейер с годовым производством 75–80 миллионов яиц оказался в критической ситуации. Журналисты рассказали о снижении поголовья птицы, долгах по зарплате, по налогам и кредитам. Республику облетела сенсационная весть: мол, владельцы фабрики полностью отказались от нее и готовы продать за 1 тенге. Мы решили разобраться в ситуации и выслушать объективности ради руководство предприятия. Напрямую спросить – что стало причиной экономических неурядиц?
15 лет назад фабрика с поголовьем около 150 тысяч птиц досталась акционерам с долговой “нагрузкой” 400 миллионов тенге. В прошлом году только на реализации яиц предприятие получило около 900 миллионов тенге и еще около 100 миллионов – от продажи куриного мяса. Поголовье достигло 440 тысяч.

Можно ли считать эти итоги неудачей?

– Трудности начались, когда птица стала болеть, – рассказал гендиректор Черемшанской птицефабрики Адалат АЛЛАХВЕРДИЕВ. – Начался падеж. Собственной лаборатории для выявления вируса в Казахстане нет. Мы обратились к россиянам. Пока приехали специалисты, пока поставили диагноз, подобрали лекарство, оформили разрешение на ввоз препарата… Время ушло, пришлось почти полностью поменять поголовье.

Крупные затраты и снижение производства аукнулись нехваткой оборотных средств. По сравнению с прошлым годом фабрика недополучила 374 миллиона тенге.
 – Мы обратились в областной акимат, – пояснил гендиректор. – Бюджет мог бы поддержать, выделить деньги социально-предпринимательской корпорации “Ертис”, а та –  войти с этим капиталом в предприятие. Это отработанный механизм, ведь СПК специально созданы для поддержки производств. Мы сразу сказали: согласны отдать любую долю.
На фабрику приехал замакима области. Заверил: у СПК “Ертис” есть возможность войти с капиталом в черемшанское предприятие.
 – Но прошли месяцы, а обещание так и осталось на словах, – заметил Адалат Махмудович.
По его словам, подножкой для птичников стало и странное распределение госдотаций на удешевление кормов. Если в прошлом году фабрика получила 167 миллионов тенге субсидий, то в этом – 57. При этом, кому сколько выделить бюджетных (!) средств, решали почему-то не в правительстве, а… в Союзе птицеводов, общественной организации. Кому-то выделили дотацию из расчета 3–4 тенге на одно яйцо, черемшанцам – 1 тенге.
 – Понятно, мы возмутились, – говорит гендиректор. – В министерстве сейчас с нами согласились, и на следующий год распределением средств будет заниматься само ведомство. Но для нас год потерян, мы недополучили 110 миллионов тенге!

Дело сдвинулось

На сегодня у владельцев фабрики разработан план выхода из кризиса. Составлен план реструктуризации долга перед банком с отсрочкой по платежам на три года, снижена кредитная ставка.
 – Цикл от яйца до курицы-несушки занимает 156 дней, через год производство можно восстановить полностью, – поясняет А. Аллахвердиев. – Но для этого нужны средства. Если бы нам пошли навстречу и вовремя вложили хотя бы 100 миллионов тенге, дело уже сдвинулось бы с мертвой точки. Но время идет, и с каждым днем денег надо все больше.

Сейчас владельцы птичьего производства ищут покупателей. Желающие есть. Но у руководства предприятия создается впечатление, что некто прилагает все силы, чтобы сорвать возможную сделку и подвести предприятие под банкротство. Созданный на фабрике стачком бесконечно поднимает в СМИ скандал вокруг невыплаченной зарплаты. Замакима области (!) делает заявления о том, что руководители фабрики от нее отказались…
 – Как отказались? – недоумевает генеральный директор. – Мы разработали программу реструктуризации. На 1 октября закрыли из своих денег платежи перед банком, за электроэнергию…

Шумим, братцы?

Если верить стачкому, все проблемы предприятия – в невыплаченной зарплате. Люди, мол, не получали ее 15 лет. Но, по официальным данным, осенью задолженность равнялась 18 миллионам тенге. Это – за один месяц. По словам главы стачкома, часть заработка выдают продукцией. Но опять-таки это  пункт коллективного договора, который подписали сами рабочие.

– Смотришь новостной сюжет – выступают люди, которые понятия не имеют, где Черемшанка, но зато заявляют, как все плохо, – удивляется Адалат Аллахвердиев. – Это же отпугивает инвесторов! Мы  хоть завтра можем забить всю птицу, обанкротить предприятие. Хватит, чтобы рассчитаться по зарплате. Но фабрика будет уничтожена…

Сейчас на черемшанском производстве работают около 500 человек. Население села – 4 тысячи. Другими словами, практически каждая семья здесь живет за счет куриного производства. Не станет его – умрет и населенный пункт. Как можно не видеть такого исхода? Руководство области это понимает?
Восточно-Казахстанская область

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи