Опубликовано: 1700

Культ джаза

Культ джаза

С 24 по 27 апреля в Алматы прошел фестиваль “Международный праздник джаза”. По мнению многих, это был сильнейший по составу участников казахстанский джазовый форум.

Региональная Мекка

То, что Алматы является джазовой столицей хотя бы в региональных масштабах, – это очевидно. Количество фестивалей все возрастает. Сейчас в городе возник очередной ивент – Международный праздник джаза. За ним стоит не кто иной, как Тагир Зарипов – неутомимый пропагандист этого музыкального направления.

Алматинцы привыкли, что весной у нас в городе регулярно проводится джазовый фестиваль Jazz from A to Z. Однако люди, участвовавшие в организации этого события в прошлые годы и владеющие учредительными документами, говорят о том, что ничего общего новый зариповский проект не имеет с их фестивалем, запланированным на ближайшую осень. Но для зрителя, которого больше интересует не форма, а содержание, происходящее на сцене Дворца школьников, выглядело как очередной джазовый фестиваль, который по традиции случается в Алматы каждый апрель. И по традиции его открыл зариповский молодежный джаз-бенд “Алматы”, состоящий из учащихся детской музыкальной школы №7.

Барабанщик – бог!

Главным сюрпризом Международного праздника джаза стало незапланированное выступление Грегга Биссонетта, которого организаторы даже не успели включить в программки. Грегг – один из топовых мировых барабанщиков – специально приехал в Алматы из Лос-Анджелеса. Он отличается жанровой универсальностью, поэтому помимо участия в чисто джазовых составах Биссонетт также был замечен в сотрудничестве с Джо Сатриани, Карлосом Сантаной, Ринго Старром, Рэйем Чарльзом и другими известными исполнителями.

Из-за большой любви к барабанным установкам фирмы “Mapex” Грегг часто путешествует по миру и дает мастер-классы, восхищая публику своим мастерством. В Алматы, вооружившись, кроме палочек, также плеером IPOd и наушниками, он исполнил под фонограмму “минус один” несколько разножанровых композиций, показав себя не только высококлассным музыкантом, но и харизматичным шоуменом.

“Козымнын карасы” от Ари Хёнига

Два других американских джазмена – Рори Стюарт (гитара) и Ари Хёниг (ударные) – представили отделение, что называется, для тонких ценителей. Обычно они играют в составе квартета, а на этот раз им пришлось максимально сосредоточиться, чтобы никто не подумал, что чего-то недостает в таком необычном дуэте.

Их камерное выступление стало безусловным украшением всего фестиваля. Свою порцию заслуженных оваций Ари Хёниг получил после исполнения песни “Козымнын карасы”, мелодию которой он сыграл на изначально неприспособленной для этого ударной установке, подтягивая пальцами и локтями пластик на барабанах.

Не все выдержали интеллектуальную музыку

Открытием фестиваля можно назвать участие этнической казашки Саадет Тюркёз, исполнившей в дуэте с тромбонистом Нильсом Вограмом очень непривычную для алматинской аудитории программу. Родившись в Турции, Саадет живет сейчас в Швейцарии и регулярно выступает на европейских джазовых и этнофестивалях с песнями на казахском и турецком языках. Она не поет в традиционной джазовой манере, однако в основу ее выступлений также положена импровизация, что, собственно, и стало главным условием ее участия в Международном празднике джаза.

Кроме выступления с Саадет, тромбонист Нильс Вограм также показал себя превосходным музыкантом в коллективе Лукаса Ниггли Zoom. Лукас – частый гость в Алматы, и каждое его выступление, без преувеличения, оставляло в восторге местную публику. Сейчас же он впервые привез сюда свой собственный проект – трио Zoom, отыгравшее очень интеллектуальную подборку, которую скорей можно отнести к постджазу. Их творчество хоть и опирается на джазовые приемы, однако имеет куда большее отношение к так называемой новой музыке.

Главным недочетом в организации фестиваля (кроме пресловутых проблем с отстройкой аппаратуры) было то, что на второй день выпало выступление сразу четырех составов, причем все как на подбор играли очень непростые программы. Так что публика не выдерживала и просто уходила из зала во время выступлений Саадет и группы Zoom.

Сильный ход

Сирадзе, ни нотки импровизации – от “The Magic of Nomads”

Среди казахстанцев стоит отметить сильное выступление коллектива “Джаз-сессия”, существующего всего год. В основу программы легли сочинения их пианиста Гочи Сирадзе. Полюбившийся публике этнофьюжн-

проект “The Magic of Nomads”, недавно записавший альбом на лондонской студии “Эбби Роуд”, немного обескуражил тем, что на МПД они не подвинулись ни вправо, ни влево и сыграли качественное, выверенное до нотки отделение, но без особых намеков на импровизацию, которая была бы кстати в условиях джазового фестиваля. Безусловная жемчужина в их выступлении – это небывалой красоты транскрипция казахской песни “Япырай” со сложной ритмикой и изысканной аранжировкой.

С интересом алматинцы встретили еще один коллектив, работающий в стиле этнофьюжн. Это венгерские послы джаза – группа Djabe. Трио из Германии под руководством Ларса Дупплера сыграло сет, основанный на произведениях Курта Вайля, немецкого композитора первой половины ХХ века. Некоторые номера из его музыки к “Трехгрошовой опере” стали джазовыми стандартами, которые исполнял в том числе и Луи Армстронг.

Свежие французы и удивительные турки

Безусловными фаворитами публики на Международном празднике джаза стали французские и турецкие музыканты. Группа из Франции Zarbituric сразила зал свежестью своего музыкального языка. Ее участники не стараются играть как махровые джазмены. В музыке коллектива много заимствований из разных культур: наряду с африканскими и индийскими элементами в их композициях можно услышать современные ритмы брейк-бита и драм-н-бэйса. Окончательно же французы расположили к себе публику, исполнив кавер-версию хита группы Nirvana “Smells Like Teen Spirit”.

Удивительно было услышать джаз из Турции в исполнении Баки Дуярлара и группы Шеновы Улькера. Как позже рассказал пианист Баки Дуярлар, Стамбул, откуда прибыл их напористый квартет, – это семнадцатимиллионный мегаполис, где смешиваются самые разные культуры. В этом котле место нашлось и для джаза. Правда, высшее образование Баки пришлось получать в Нидерландах, что придало его музыкальному языку заметный европейский акцент…

В общем, после откровенно вялого джазового фестиваля, состоявшегося год назад, а также нового проекта “Jazzia”, только набирающего обороты, Международный праздник джаза неожиданно поставил очень высокую планку, достичь которую вновь будет стоить колоссальных усилий.

Артем КРЫЛОВ, Руслан ПРЯНИКОВ (фото)

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи