Опубликовано: 190

Кулибины нашего времени

Кулибины нашего времени Фото - пресс-служба КТЖ

Более 1 100 рацпредложений сотрудников АО “НК “ҚТЖ” внедрено на железной дороге за 2017 год. Это позволило сэкономить миллионы тенге, предотвратить аварии и внештатные ситуации, существенно оптимизировать производственный процесс.

В Международный день интеллектуальной собственности рационализаторы рассказали, как смекалка помогает им в жизни и работе и сколько на этом можно заработать.

Рационализаторы на производствах ценились всегда, но на железной дороге – особенно. Здесь даже маленькое усовершенствование способно сэкономить очень большие деньги, а то и жизни людей.

Одно из таких ноу-хау в прошлом году предложили работники пункта технического обслуживания вагонов Костанайского эксплуатационного вагонного депо.

До недавнего времени, если в момент эксплуатации поезда происходил обрыв тормозной магистрали, приходилось останавливать состав, ждать ремонтную бригаду, буксировать неисправную технику до депо. Это не только временные и технологические затраты, случалось, что из-за поломки одного состава из графика выбивались все, следовавшие по железнодорожной ветке.

– Мы придумали специальный соединительный рукав, с помощью которого помощник машиниста в течение 15 минут способен самостоятельно устранить обрыв. То есть устраняются проблемы простоя, перерасхода топлива и срыва графиков движения, – объясняет один из авторов проекта начальник пункта технического обслуживания вагонов Костанайского эксплуатационного вагонного депо Марат НУРГАЛИЕВ.

Всего в прошлом году только в подразделениях АО “КТЖ – Грузовые перевозки” внедрено 255 рацпредложений. Усовершенствования коснулись вопросов безопасности движения, экологии, охраны труда, экономии топливно-экономических ресурсов.

Новые решения улучшили процессы ремонта и эксплуатацию тягового подвижного состава. Экономический эффект составил 435 миллионов тенге.

Как отметил и. о. вице-президента по технической политике АО “КТЖ – Грузовые перевозки” Иван КОСТЫРЯ, самые активные рационализаторы работают в Акмолинском, Костанайском, Павлодарском, Семейском, Алматинском, Шымкентском отделениях железной дороги.

– Основные критерии, по которым оцениваются заявленные рацпредложения, – это экономический эффект, новизна, оригинальность, а также перспективность его внедрения. Без поддержки рационализаторской мысли не может быть инноваций, поэтому мы ставим перед собой цель – повышать заинтересованность работников железнодорожного транспорта в результатах своего труда путем материального и морального стимулирования технического творчества. Мы планируем ввести ежегодный рейтинг “20 лучших рацпредложений”. Авторы новаторских решений будут включены в кадровый резерв компании, то есть смогут быстрее подниматься по карьерной лестнице, – говорит Иван Костыря.

Предусмотрено и материальное стимулирование. Суммы, надо отметить, бывают достаточно серьезные.

Например, начальник технического отдела Карагандинского отделения дороги Акыл БИЛЯЛОВ и соавторы в качестве вознаграждения за свою идею с организацией дополнительной перемычки между двумя путями получили в прошлом году 2 миллиона тенге в качестве гонорара и 200 тысяч тенге дополнительной премии.

– При строительстве нового вокзала “Нурлы жол” возникла необходимость возведения дополнительного моста в районе станции Сороковая. Изначально планировалось, что на время ремонта второй путь для поездов, следующих из Караганды, будет полностью закрыт, и составам, следующим в противоположном направлении, на одном из участков дорог пришлось бы двигаться по одному и тому же пути. Это значило бы отклонение от графика на 15–30 минут для всех составов. Мы изучили карту и поняли, что можно сделать съезд со второго пути до места ремонта. Таким образом, составы весь свой путь следуют по собственной ветке, и нет отклонения от графика, – рассказал о своем ноу-хау Акыл Билялов.

Идея помогла национальному перевозчику сэкономить около 50 миллионов тенге, а самому рационализатору заработать.

Как заверили в руководстве компании, свою смекалку может проявить абсолютно любой сотрудник компании. А с тех пор, как на железную дорогу пришла цифровизация, сделать это стало еще проще.

– У нас имеется электронная программа, благодаря которой мы можем дистанционно отправить свое рацпредложение на рассмотрение. Есть специальная форма, которая помогает просчитать экономический эффект. Также в эту заявку включаются все акты согласования, апробации и внедрения, – говорит начальник производственно-технического отдела Жана-Есильского эксплуатационного локомотивного депо Самат МУСИН.

Астана

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи