Опубликовано: 610

Куда денем “оптимизированных”?

Куда денем “оптимизированных”?

Несколько дней назад в глаза бросилась любопытная информация о передаче отдельных государственных функций в конкурентную среду. Получается, снова готовится приятный сюрприз передовикам капиталистического труда – частным предпринимателям.

Впрочем, исходя из того, что новая законотворческая инициатива предполагает создание новых рабочих мест, это очень хорошо и своевременно. Но ведь у любой медали, как известно, имеются две стороны. И обратная может оказаться вовсе не такой красивой, как лицевая…

Представляя проект закона депутатам, министр национальной экономики РК Тимур СУЛЕЙМЕНОВ сказал:

– При формировании данного документа нами была изучена лучшая практика стран ОЭСР. К примеру, в США действует закон об инвентаризации функций федеральных органов власти, который предписывает им ежегодно определять те функции, которые не являются по своей природе однозначно государственными и могут быть реализованы частными компаниями.

Это все прекрасно, но если уж ссылаться на США, то, наверное, не лишним будет вспомнить и о частных американских тюрьмах – private prison! Может, и этот опыт у них перенять следует?

Возьмем да и скинем с государственной шеи всех этих зеков, да еще вместе с охранниками? Но вот вопрос, если уж из государственных тюрем особо опасные преступники бегут (как недавно из учреждения максимальной безопасности – колонии строгого режима в Степногорске), то сможет ли частная лавочка обеспечить необходимый уровень охраны? Сомневаюсь я что-то…

Любопытно другое. Как ни старался, так и не смог найти я перечня тех госфункций, которые собрались передавать. Правда, если судить по высказыванию Сулейменова, опубликованному на одном интернет-сайте, – “какие именно функции (будут переданы. – Ред.), я вам точно не скажу, потому что во многом это определяется анализом готовности рынка”, - этого он и сам пока не знает. Я не буду молчать: известный правозащитник рассказал о жизни по ту сторону проволоки

Очень бы хотелось надеяться, что среди них не окажется слишком уж важных. И министр вроде бы успокоил, сказав:

– Отдельные функции не рассматриваются к передаче в конкурентную среду. Это функции, направленные на защиту национальной, информационной безопасности, обороны, охраны общественного порядка и так далее.

Но тут же возник вопрос, что он подразумевал, говоря “и так далее”. Ничего не скажешь, умеет госслужащий заинтриговать…

В ходе обсуждения законопроекта депутат БЕКТУРГАНОВ “выразил обеспокоенность” тем, что передача госфункций может привести к росту цен на услуги:

– В рассматриваемом законопроекте предусматривается пять способов передачи в конкурентную среду за счет пользователей… Как, например, функции по предоставлению услуг технического осмотра, по выдаче удостоверения охотника, обучению охотничьему минимуму… Не секрет, что бизнес заинтересован в повышении стоимости предоставляемых услуг.

На это министр ответил, что такого не произойдет:

– Как вы привели пример с техосмотром – там большая конкуренция, особенно в Алматы, Астане.

Мы знаем, если кто-то задерет цены, то за 200 метров можно получить ту же услугу дешевле. Им – рынкам - нужно очень внимательно смотреть.

Мы не допустим ту ситуацию, когда бизнесу переданы функции и бизнес этими функциями может воспользоваться для поднятия цены или понижения качества.

Так и подмывает спросить: а знают ли чиновники о таком фокусе, как ценовой сговор?

Допустим, договорятся частники между собой да и поднимут цены? И неужели в министерстве полагают, будто после передачи процедуры техосмотра автотранспорта частникам качество данной услуги неимоверно улучшилось? Мне вот не раз рассказывали, как автомобиль, только что успешно прошедший техосмотр, вдруг ломался. Кого-то верхняя шаровая опора подвела, у кого-то тормозной шланг лопнул... Но работники станции техосмотра претензий от автовладельцев в таких случаях не принимают. Мол, глаз у них не алмаз, и поэтому состояние всех деталей они определить не могут. Но тогда возникает вопрос: а зачем он вообще нужен, такой техосмотр. Кого “кормит” техосмотр?

Предвижу возражения: мол, у нас почти нет ДТП, которые произошли бы по причине технической неисправности автомобиля. Но дело в том, что их и до передачи частникам тоже почти не было! Так же как и в самой автомобильной мировой державе – в США. Казалось бы, чем больше машин, тем больше и ДТП по причине технической неисправности. Но по статистике в США их всего… 0,7 процента (!) от общего количества аварий!

Видимо, именно поэтому в 13 штатах техосмотром и не пахнет, а в остальных данная процедура проводится весьма лояльно.

Отмечу: когда техосмотр у нас находился в ведении МВД, то и деньги за него стекались в государственную казну. Теперь же финансовый поток превратился в жидкую струйку налоговых отчислений.

Кроме техосмотра, в частные руки были переданы и функции судебных исполнителей. Но пошло ли это нововведение на пользу обществу? Не знаю, но решения судов, бывает, не исполняются у нас годами. Подобные прецеденты не могут не беспокоить.

А вдруг разрешения для приобретения охотничьего оружия или справки о состоянии психического здоровья тоже коммерсантам отдадут?

Водительские права психически больные люди у нас, случалось, уже получали…

И все-таки, зачем передавать госфункции в конкурентную среду?

Ответ на этот вопрос озвучил депутат Бахтияр МАКЕН. По его мнению, для оптимизации госаппарата. То есть для его сокращения. Но куда “оптимизированных” потом девать? И надо помнить, что мы говорим не о бездушном штатном расписании, а о людях и их семьях. И, прежде чем принять окончательное решение, необходимо все тщательно взвесить!

Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи