Опубликовано: 3400

Кто зарабатывает на лихорадке

Кто зарабатывает на лихорадке

12 мая 1848 года торговец и газетчик Сэмюэль Бреннан прошел по улицам Сан-Франциско с бутылкой, полной золотого песка. Он тряс сосуд с криком: "Золото! Золото из американской реки!". Жители заштатного городка и раньше слышали о золоте, что здесь намывали. Но никто до Бреннана не показывал им настоящий желтый песок. Здесь же каждый мог увидеть его своими глазами. Так официально началась золотая лихорадка в Калифорнии.

Первые белые американцы начали селиться на территории Калифорнии в 1841 году. Поселенцев интересовали лишь плодородная земля, леса и охота на пушного зверя. В 1846 году эта земля официально перешла к США. Это был реальный медвежий угол: все его население составляло 14 тысяч человек, а Сан-Франциско был скорее селом в 500 человек.

Понятно, что никаких дорог здесь не было. Была лишь Калифорнийская тропа, по которой могла проехать только повозка с деревянными колесами. Когда США и Мексика совместно контролировали эти земли, им приходилось придумывать, как заманить сюда людей, потому что желающих переселяться добровольно было немного.

Новость о золоте быстро разлетелась по стране и миру. С 1848 по 1850 год в Калифорнию приехало 200 тысяч человек. Тогда это был 1 процент населения США. К 1855 году – более трехсот тысяч. Это была самая массовая миграция в истории Америки.

Первые искатели поначалу стали состоятельными людьми. Драгоценный металл они получали из верхних слоев почвы простой промывкой. Даже с помощью сковородки. Большинство старателей добывали столько золота, что его стоимость в десять-пятнадцать раз превышала средний заработок рабочего на восточном побережье США за то же время.

Когда волна людей захлестнула Американ-ривер, объем добычи золотого песка упал. Искатели были вынуждены искать новые участки к северу от Сан-Франциско, где было открыто еще несколько "золотых полей".

Всего во время лихорадки в Калифорнии было поднято более 125 миллионов унций золота (почти 4 тысячи тонн) на 50 миллиардов долларов в современных ценах. Самый большой самородок весил 195 фунтов (около 88,5 килограмма).

Но на самом деле больше заработали не золотоискатели, а те, кто обслуживал это Эльдорадо.

На Дикий Запад можно было попасть двумя путями: морским и сухопутным. Морской путь был длиннее – через Атлантику, джунгли Панамы и Тихий океан, но быстрее. Сухопутный короче – на повозке по Калифорнийской тропе, но дольше и опасней. Путешествие занимало месяцы, а люди стремились скорее оказаться в золотом краю. Они готовы были платить.

Как раз в это время рушился проект строительства Панамской железной дороги. Уильям Аспинуолл и партнеры за год проложили 11 километров путей, потеряли 1 миллион долларов и готовы были закрыть проект. Неожиданно оказалось, что золотоискатели готовы платить деньги даже за то, чтобы проехать хотя бы эти 11 километров пути.

В 1851 году предприниматели привлекли еще 8 миллионов, достроили дорогу до западного берега Панамы. Предприятие заработало в полную силу и вскоре стало самой дорогой компанией на Нью-Йоркской фондовой бирже. Четырнадцать лет Panama Railroad Company была монополией на пути в Эльдорадо, позволяла себе брать по 300 долларов с пассажира.

Двое местных предпринимателей – Томас Ларкин и Факсон Атертон – очень скептично отнеслись к новости о находке золота. Но, увидев количество людей, приехавших в штат, они начали скупать одежду и продовольствие во всех портах Тихого океана и переправлять грузы в Сан-Франциско. В результате оба заработали миллионы. А в честь Атертона был назван городок к югу от Сан-Франциско.

Создатель джинсов Леви Страусс тоже заработал свой первый капитал на золотой лихорадке. Он сшил штаны для старателей из грубой парусины. Оказалось, что это самая нужная вещь для людей, работавших в земле, – удобная и прочная. В 1853 году Леви открыл свой магазин, а парусину заменил на деним.

Сам Сэмюэль Бреннан, бегавший с бутылкой золота, тоже не копался в земле. Он пошел другим путем, понимая, что сможет заработать гораздо больше на старателях. Он заранее скупил все кирки и лопаты в округе и потом продал их с хорошим наваром. После он занимался спекуляциями с земельными участками и финансировал строительство новых поселков…

Рынок нашей страны очень мал и крайне зарегулирован. Свободным деньгам трудно найти сферу приложения. Поэтому новые "темы", как обернуть с наваром лишнюю копейку, возникают регулярно.

Из-за этого лихорадки вроде той, что случилась в Калифорнии, возникают регулярно. Но, как ни странно, лучшая стратегия при любой экономической лихорадке – ни в коем случае не заниматься главной темой этой лихорадки. Если это золото – то держаться вдали от его добычи. Если строительный бум – не заниматься строительством или спекуляцией жилья. Если это ажиотаж вокруг ценных бумаг – не обращать на них внимания. Лучше заниматься темами вокруг. Например, обслуживать старателей, производить строительные материалы, быть посредником по улаживанию проб­лем с документами или обеспечивать связь между брокерами.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи