Опубликовано: 1300

Кто угнал "железного коня"?

Всех, кто приезжает в Алматы, обычно поражает обилие дорогих авто на улицах города. С одной стороны, это радует – растет благосостояние жителей южной столицы. С другой – богатый автопарк Алматы словно оазис в пустыне притягивает автомобильных воров и угонщиков из всех стран бывшего СССР.

Надо отметить, у автоугонщиков есть свои предпочтения. Автомобили угоняют не все подряд и не во всех районах.

Заместитель начальника управления криминальной полиции ДВД Алматы полковник Александр Кван говорит, что самыми угоноопасными районами города являются Ауэзовский, Алмалинский и Бостандыкский:

– Это так называемые спальные районы – народу живет много, автомобили тоже есть сегодня у многих. Но в то же время там почти нет огороженных и охраняемых парковок – одни стихийные стоянки вдоль второстепенных улиц. Да, там может стоять будка с так называемым охранником. Но его обязанности ограничиваются простым сбором платы за стоянку – 150 тенге за ночь и 200 тенге за сутки.

Заплатив за постой “железного коня”, автовладелец психологически расслабляется, полагая, будто его машина находится под неусыпной охраной. Однако, как показывает практика, собрав плату, охранник частенько… уходит домой спать! Или же дремлет на посту.

Большая часть машин в прошлом году была угнана либо с таких стоянок, либо из дворов.

Одни крадут, другие разбирают

Если раньше в Алматы “работали” только местные “специалисты”, то сейчас угонщики создают смешанные группы из алматинцев и приезжих “сайгаков”. В роли последних выступают обычно жители Алматинской области, южных и восточных регионов республики, а также приехавшие на подмогу “коллеги” из сопредельных государств – России, Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана.

В группах существует четкое разделение обязанностей. Жители Алматы присматривают автомобили и арендуют гаражи, большей частью на городской окраине или в близлежащих поселках. Там их иногородние подельники разбирают угнанные авто на запчасти. После этого алматинцы договариваются на автобарахолке с торговцами и сбывают через них детали угнанных машин.

По словам Александра Квана, наибольшей популярностью у преступников пользуются “Мазда”, некоторые модели “Ауди”, “Тойота” и “Мерседес”. Все 1988–1995 годов выпуска.

Любопытно, что в последнее время добычей преступников все чаще становится “Субару Форестер”. Эта машина потеснила даже “Ауди” и вышла на второе место. Вероятно, дело в том, что запчасти “Ауди” перестали быть дефицитом, тогда как “железки” на “Субару” стоят недешево и раздобыть их весьма нелегко.

Среди машин советского автопрома преступники предпочитают “Жигули”.

Сотрудники полиции объясняют это тем, что, во-первых, “Жигули” являлась лучшей советской машиной. Во-вторых, благодаря стараниям угонщиков, ближайшего конкурента “Жигулей” – “Москвича” – в Алматы уже почти не осталось, поэтому продавать его запчасти просто некому…

“Волга” отчего-то преступников не впечатляет, а “Запорожец” давно попал в категорию раритетов.

За угон много не получишь

Всплеск автоугонов произошел в начале четвертого квартала 2007 года.

Но после того как сотрудникам алматинской полиции удалось задержать 7(!) организованных групп, угоны пошли на спад.

В январе 2008 года активизировалась еще одна преступная группа, члены которой действовали на территории Ауэзовского и Бостандыкского районов.

После их задержания выяснилось, что рядовым угонщикам всего по 16 – 17 лет. Однако ими руководили двое взрослых, ранее судимых за подобные преступления.

Технология похищения чужих авто была крайне незамысловатой. Отыскивая машины без сигнализации, подростки пинали их по колесам. Если не запищит – значит можно брать. Ночью они возвращались к машине, разбивали боковое стекло и заводили без всяких ключей. Потом отгоняли машину в гараж на окраине и разбирали добычу.

Иногда даже стекла не разбивали – открывали замки с помощью обычных отверток или ножниц.

Основную причину разгула автоугонщиков сотрудники полиции видят в слишком мягком наказании. В худшем случае преступнику грозит до трех лет лишения свободы. Но это если он попадется повторно. А для начала от 3 до 6 месяцев ареста или условное наказание.

Автовладельцы получают передышку в несколько месяцев – только до тех пор, пока угонщики сидят в камерах следственного изолятора. Потом они получают условные сроки и вновь принимаются за старое.

От нашего “авторитета” – вашему!

Не секрет, что опытные автоугонщики частенько работают “под заказ” – выслеживая приглянувшуюся клиенту марку машины. А серьезным клиентам старенькие машины ни к чему. Им подавай престижные внедорожники.

Однако, как правило, подобные машины оборудованы очень мощной противоугонной защитой. Поэтому охоту на дорогие и престижные иномарки могут себе позволить только представители криминальной элиты.

С этой целью они приобретают электронные приборы производства известных европейских фирм, отключающие автосигнализацию. Так называемые “глушилки”. Но таких специалистов сейчас почти нет, а остальные вынуждены либо красть ключи, либо идти на разбой.

Одного предпринимателя преступники “вели” до салона красоты. И когда он, оставив ключи от машины в кармане пальто, сел в кресло парикмахера, вор забрал их и угнал авто. Другим потерпевшим повезло меньше.

Так, жертвой недавно обезвреженной международной преступной группировки, состоящей из жителей Южно-Казахстанской области и граждан Кыргызстана, стал… алматинский криминальный авторитет.

Налетчики распределили свои роли так: казахстанцы находят объект и, нейтрализуя владельца, перегоняют машину к пограничному посту Кордай, а граждане Кыргызстана обеспечивают им беспрепятственное пересечение границы.

Выследив приглянувшуюся машину, бандиты “сели ей на хвост”. На ближайшей парковке преступники заявили хозяину, будто он обидел их знакомую девушку. И предложили ему проехать с ними к этой самой девушке на опознание. Тот, зная, что никакую девушку не обижал, согласился. Бандиты высадили его на 67-м километре трассы Алматы – Бишкек и оставили там привязанным к дереву, а сами на его внедорожнике направились в сторону Киргизии.

К несчастью для преступников, у хозяина авто были солидные связи. И был он – в прямом смысле слова! – чрезвычайно изворотливым. Освободившись от пут, он сообщил об угоне… в полицию.

Часть налетчиков удалось задержать. Они признались, что налеты на авто организовал известный киргизский криминальный авторитет.

Похищенные и доставленные в Кыргызстан машины через Карабалту и Ош гонят в Таджикистан и Афганистан для местных наркобаронов.

В обмен на машины наркоторговцы щедро снабжают казахстанский и кыргызстанский криминалитет героином.

А деньги оставил в салоне…

Роскошные авто подвержены не только угону. Но и кражам. Причем кражи иногда наносят урон намного больший – в прошлом году одной из жертв автоворов стал водитель частной фирмы. Не успел он припарковать служебное авто на улице Жарокова, напротив дома № 290а, как на него набросились два незнакомца. И во время драки умыкнули пакет со 160 тысячами долларов.

По данным полиции, в Алматы орудует не одна такая банда, а несколько. Причем иногда потерпевшие сами существенно облегчают ворам задачу.

Так, генеральный директор одного из ТОО, припарковав свой внедорожник возле кинотеатра, оставил в салоне портфель с 65 тысячами долларов США. Когда он вернулся, портфель исчез – воры похитили деньги, разбив боковое стекло.

Другой коммерсант по такому же сценарию расстался… со своим кредитом. Получил в банке 630 тысяч тенге, положил в кейс и оставил его в машине. Ему просто лень было тащить деньги с собой в ресторан…

Ты отправил SMS?

Сейчас в Бостандыкском и Алмалинском районах Алматы отмечается резкий рост числа разукомплектования машин: преступники откручивают зеркала и колеса, снимают аккумуляторы и выламывают автомагнитолы.

Сотрудники полиции разводят руками – проследить путь похищенного колеса или зеркала практически невозможно. Как правило, все это добро оседает в контейнерах автобарахолки. И кражи будут продолжаться до тех пор, пока торговцы не перестанут покупать у воров похищенные запчасти. Бывает, что одно колесо или зеркало продают по нескольку раз.

По мнению заместителя начальника управления криминальной полиции ДВД Алматы Александра Квана, раскрытие угонов и краж из автомобилей можно существенно снизить… при помощи компаний сотовой телефонной связи и радио. Для этого достаточно присылать на номера абонентов SMS или запускать в эфир приметы преступников, номера, марки и цвет угнанных авто – тогда есть шанс, что преступление будет раскрыто по горячим следам.

СПРАВКА

В прошлом году в южной столице был угнан 341 автомобиль. И хотя это на 11,4 процента ниже, чем в 2006 году, радоваться не приходится – из 341 удалось отыскать всего 126…

Олег ГУБАЙДУЛИН

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи