Опубликовано: 2204

Кто кого воспитывает?

Кто кого воспитывает?

Говорят, дети – цветы жизни. Но ваши дочки-сыночки – не только украшение личного цветника. От того, какими они вырастут, зависит, полетит ли человек навстречу инопланетному разуму или так и застрянет на этой планете, сколько еще войн предстоит пережить человечеству и будет ли придумана более совершенная система управления обществом. В общем, ни много ни мало – будущее цивилизации!

Так что родитель – это очень ответственная профессия. И сложная!

Зов предков

Все родители в мире похожи в одном – они хотят для детей счастья. Правда, взгляды на то, что такое счастье, у всех разные. Национальные особенности и традиции влияют на воспитание. Об основных мировых тенденциях воспитания рассказывает алматинский психолог Валерий БОЧКАРЕВ.

– В Голландии важным считают строгое соблюдение режима, а американские родители с уважением относятся к желаниям ребенка. Удивление вызывает японский стиль воспитания, когда с ребенком в возрасте до пяти лет обращаются, “как с королем”, с пяти до 15 лет – “как с рабом”, а после 15 лет – “как с равным”. А вот француженки вообще выходят на работу через несколько дней после родов, передав малыша няням, поскольку для них важнее материальное благополучие отпрыска. Кроме того, французы верят, что ранняя социализация будет ребенку только на пользу. Английские мамы занимаются детьми вместе с нянями и отличаются особенным терпением: именно они готовы с улыбкой сто раз повторять, чего нельзя делать и почему. Можно бесконечно перечислять такие особенности. И, разумеется, это все влияет на формирование ребенка.

– А что можно перенять нам, казахстанцам?

– В Казахстане тоже существует собственная особенность воспитания, основанная на традициях и культуре народа, – говорит психоаналитик Эдуард ШВАРЦ. – Здесь с молоком матери впитывают почтение к предкам, необходимость знания своих корней.

Родить – легко. Попробуй воспитай!

– Но как стать хорошим родителем?

– Ни у одного родителя нет ответов на все вопросы. Каждый родитель, который хочет воспитать счастливого ребенка, должен много и усердно работать. Хотя при этом никто не застрахован от совершения ошибок. А еще нужно помнить, что счастливые пары имеют положительное влияние на своих детей. Это означает, что, заботясь о ваших с супругом отношениях, вы тем самым помогаете ребенку вырасти счастливым человеком, – рассказывает Валерий Бочкарев.

– А есть какие-то конкретные советы?

– Да, например, три правила, придерживаясь которых, вы всегда будете полны энергии: оставаться активными, есть здоровую пищу, высыпаться. Обязательно нужно уделять хоть полчаса времени в день себе. А еще важно помнить, что вы не одни. Есть миллионы таких же мамочек и папочек, у которых такие же проблемы. Если очень трудно, вы ощущаете себя в безвыходной ситуации – поделитесь с близкими и друзьями или обратитесь за помощью к специалистам. Не бывает нерешаемых проблем, бывают ненайденные ответы.

Соблазнять, но не насиловать!

– Как поддержать в ребенке интерес к полезным занятиям, к обучению, творчеству? Часто родители жалуются на то, что дети сначала чем-то увлекаются, а потом остывают…

– А не нужно ничего ставить сразу на профессиональную основу! Может быть, даже хорошо, если он попробует всего понемножку, чтобы зачатки навыков развивались во всех направлениях. Это нормально, когда ребенок интересуется разными вещами. Надо помнить, что если заставить ребенка заниматься чем-то глубоко, то это может ему не только надоесть, но и отбить охоту вообще. Хороший родитель должен развивать ребенка, но делать это дозированно, – говорит психолог Виктор ГРЕБЕННИКОВ. – Еще одна ошибка, это когда родители свои нереализованные планы или мечты пытаются воплотить через детей.

– То есть заставляют детей что-то делать лишь потому, что сами не справились?

– Нужно честно спросить: не моя ли это потребность? Например, если родитель мечтал стать музыкантом, но не стал, а теперь таскает ребенка на занятия музыкой, а ребенок не рад этому. Или мамочки, таскающие своих маленьких дочек на всевозможные конкурсы. Хороший родитель найдет в себе силы отделить собственные желания от детских. Нужно принять то, что у ребенка свой путь. Так часто бывает в династийных профессиях: ребенка тошнит от вида крови, но его готовят к врачебной карьере, потому что так повелось на протяжении нескольких поколений. Тут нет свободы, это насилие. Лучше соблазнить ребенка преимуществами, увлечь какими-то аспектами профессии, но не давить.

Кого растим?

– Скажите, а какие качества нужно воспитывать в современных детях?

– В первую очередь – психологическую гибкость, умение перестраиваться с одного вида деятельности на другой. Раньше можно было проработать на одном месте всю жизнь, а сейчас место работы периодически меняют, так что важно воспитать умение быстро переключаться. И развиваться в разных направлениях, постоянно чему-то учиться. Кроме того, сейчас очень востребованы люди, на которых можно положиться, которые держат слово – объясните это ребенку, но и сами всегда держите свое слово – чтобы он видел, что ваши слова не расходятся с вашим поведением, – говорит Виктор Гребенников.

– Порядочность занимает высокое место в рейтинге?

– Однозначно! Каждый руководитель хочет видеть это качество в подчиненном, да и самому руководителю это важно. А вообще грядет век коммуникаций и психологических знаний. Будут востребованы люди, которые умеют работать с людьми, человеческий фактор приобретает все большее значение. Так что детям необходимо прививать умение общаться, справляться со стрессами. Кроме того, важно уметь излучать позитивный настрой, на этом делается акцент во многих компаниях, потому что это притягивает людей.

– А если все это совсем не характерно для темперамента ребенка? Нужно ли ломать его?

– Можно принять его индивидуальность, но тогда нужно будет правильно выбрать профессию. Но я бы рекомендовал попытаться привить нужные качества. Ни в коем случае не ломать, и если ничего не выходит с коммуникабельностью, нужно просто найти другие качества, развивать их, делать сильными сторонами.

– Скажите, а могут ли родители привить те качества, которых не имеют сами?

– Потенциально да. Если родители сами не могут быть примером для развития этих качеств, они могут обратиться к специалистам, отдать ребенка в центр детского развития, в школы, на курсы. При этом родителям нужно честно признаться ребенку, что он просто другой, и в чем-то лучше своих родителей. И что отсутствие каких-то качеств очень мешало им самим в жизни. А у него есть шанс не повторить этих ошибок. Такая честность лучше, чем лукавство.

“Родительский пример очень важен! Если родитель курит, но ребенку говорит о вреде курения, получается, что он сам не соответствует своим же требованиям, а для ребенка не должно быть двойных стандартов. Иначе развивается ложная система ценностей”

Выбор системы

– Сегодня в магазинах множество книг по воспитанию, в Интернете – море информации. Как выбрать систему воспитания?

– Психологи не могут дать точных рекомендаций, но могут посоветовать, – говорит Валерий Бочкарев. – Первое, что нужно учитывать, выбирая систему воспитания, это то, что все младенцы разные, не к каждому можно применить тот или иной метод.

Второе: выбирая тот или иной метод воспитания, спросите себя: “Зачем я это делаю?”. Постарайтесь дать себе точный, а главное, честный ответ. Если современный метод закалки нужен вам для того, чтобы похвастаться подружке – “мой ребенок босиком в мороз по снегу бегает!”, – забудьте об этом методе.

Третье: никогда не сравнивайте своего малыша с другими детьми. Не так уж и важно, когда у него вылез первый зуб, когда он произнес первое слово или когда сделал первый шаг, – все дети развиваются по-разному, с разной скоростью и в разных направлениях.

Сравнением с другими вы ничего не добьетесь, кроме укрепления комплексов – собственных и ребенка.

– А если мама хочет выбрать одну систему, папа – другую, а бабушки с дедушками настаивают на третьей?

– Действительно, много неприятностей возникает, когда у родителей нет согласия в вопросах воспитания. Мы порой не можем себе даже представить, как чутко малыш улавливает внутреннее состояние матери и психологическую обстановку в семье, создаваемую взаимоотношениями родителей. Обязательно нужно достичь согласия между собой. Будьте уверены в том, что вы делаете. Если вы сами этого боитесь, то и ребенку моментально передадутся ваши страхи и неуверенность.

– Но что может стать аргументом в пользу той или иной системы?

– Раньше существовала теория, что необходимо развивать и слабые, и сильные стороны, чтобы человек был гармоничным. Сейчас это уже неактуально, просто нужно найти сильную сторону ребенка как можно раньше и развивать ее, – утверждает Виктор Гребенников. – Если родители сами не могут этого выявить, то можно проконсультироваться с детскими психологами, провести с ребенком разнообразные тесты. Сегодня у родителей масса возможностей – и нужно ими пользоваться.

Но главное все же – любовь к ребенку. Безусловная и безоговорочная. Без этого ни одна система работать не будет.

[X]