Опубликовано: 3537

Кредит доверия подводит

Кредит доверия подводит

“Плохие” кредиты могут потянуть на дно слабые банки. Государство устало напоминать банкирам о необходимости избавляться от просроченных долгов. За год объем займов с просроченной задолженностью резко вырос. А это уже грозит нормальной работе финансовой системы.Новую позицию государства озвучил Нурсултан НАЗАРБАЕВ на совещании правительства.– Мы каждый раз защищаем, каждый раз говорим, что это частные банки. Они

хвалились, что мы теперь такие большие, такие богатые. Где они теперь? С протянутой рукой идут к государству: помогите, спасите наши кредиты. Почему давали? Пусть снижают уровень активов и уменьшают объемы этих "плохих" кредитов. Если нет – никакой помощи нет таким банкам. Ты понял, новый председатель Национального банка? – обратился Президент к Кайрату КЕЛИМБЕТОВУ.

Проблемы отдать “дочкам”

Насколько серьезна ситуация, показывает обзор комитета по контролю и надзору финансового рынка Нацбанка РК на декабрь 2013 года, который вышел на этой неделе. Согласно ему, сумма займов с просроченной задолженностью более 90 дней (а это и есть “плохие” кредиты) за год выросла, сумма основного долга по таким кредитам достигла 4,15 триллиона тенге.

Правда, доля “плохих” кредитов уменьшилась – с 30 до 20 процентов. Но это произошло за счет увеличения всей массы кредитов и переориентации банков: займы стало выгодно давать не предприятиям, а простым людям. Которые стараются не допускать просрочек.

Как банки будут снижать долю неработающих кредитов?

– Единственный возможный метод – это продавать "плохие" долги специализированным дочерним компаниям, и таким образом чистить свой баланс. Мы так же, как и все крупнейшие банки в Казахстане, создали свою “дочку” и через несколько месяцев продадим ей часть портфеля, – рассказал “Каравану” председатель правления Kaspi Bank Михаил ЛОМТАДЗЕ.

– Работу по снижению проблемных кредитов мы ведем еще с 2007 года. С клиентами рассматриваем возможность смягчения условий погашения займа. К примеру, удлиняем сроки, меняем графики, уменьшаем выплаты, только в крайних случаях по обоюдному согласию с клиентом банк идет на крайнюю меру – реализацию залогового имущества, – рассказала начальник отдела PR Банка ЦентрКредит Асель ДУРБАЕВА.

Почему поверили?

Лояльность и доверие клиентов – дело очень важное. Можно сказать, первостепенное. То, что в банковском секторе не все радужно, и это ясно всем, подтвердили события минувшей недели. Банки подверглись серьезному испытанию. После рассылки СМС-сообщений, в которых сообщалось о якобы грядущем банкротстве трех банков, люди, поверив этому, бросились снимать свои деньги. Возможно, в другой момент подобным сообщениям мало бы кто поверил, но слишком явные перекосы в банковской отрасли вызывали опасения не только у экспертов. И буквально через неделю после шоковой девальвации народ был готов поверить чему угодно.

Естественно, возникли огромные очереди, естественно, в отделениях не было столько наличности, чтобы выдать деньги всем желающим, и это еще больше подхлестнуло панику.

Спокойствие, только спокойствие…

Ситуация на самом деле сложилась весьма серьезная, причем для всей системы.

Если отток вкладов продолжится, то завтра у банкиров не будет денег, чтобы выдавать кредиты как обычным людям, так и экономике. Ведь две трети их активов – это вклады населения, 64 процента.

Слухи вызвали панику не только у населения, но и у самих банкиров. Отток денег был настолько велик, что глава Нацбанка был вынужден сделать официальное заявление.

– Мы встречались с руководителями 10 банков, они подтвердили, что ситуация стабильная. Что касается СМС-атак, это провокация. Может, есть некая нервозность, но мы просим сохранять спокойствие, – сказал К. Келимбетов.

Вечером в среду свое заявление сделала Генеральная прокуратура.

– В настоящее время правоохранительными органами проводятся меры по установлению всех лиц, причастных к дезинформации о финансовом положении банков. Ряд лиц уже установлен. Решается вопрос о возбуждении уголовного дела, – сообщил официальный представитель Генпрокуратуры Нурдаулет СУИНДИКОВ.

Правда, он пока не рассказал, кто эти люди, каковы их мотивы.

Удар по имиджу

Тем не менее имиджу банков нанесен существенный урон.

15 последних лет финансовые власти страны заботливо растили феномен финансовой системы, и тут был нанесен такой удар, который заставил занервничать всех – Нацбанк, Генпрокуратуру и правительство в целом. Даже сумма вознаграждения за информацию о злоумышленниках – 100 миллионов тенге,  объявленная одним из банкиров, показывает степень возможного ущерба, который могли нанести эти несколько слов в СМС-сообщении.

К концу недели очереди в банковских отделениях поуменьшились. Ажиотаж спал, похоже, не столько благодаря заверениям главы Нацбанка, сколько сам по себе – люди устают паниковать, да и альтернативы депозитам как средству сбережения денег населения у нас в стране, по сути, и нет.



[X]