Опубликовано: 620

Конкуренция всегда должна присутствовать, или Все мы вышли из одной шинели

Конкуренция всегда должна присутствовать, или Все мы вышли из одной шинели

Союз журналистов СССР был одной из массовых организаций в стране, которой нет. А как сегодня живет его правопреемник? На этот вопрос отвечает председатель Союза журналистов РФ Владимир СОЛОВЬЕВ.

Людям интересно то, что происходит рядом

– Владимир Геннадиевич, каковы на сегодня тенденции развития СМИ в России? Вообще-то, Казахстан и Россия – близнецы-братья, поэтому большого, наверное, различия нет. И все же...

– Тенденции разнонаправленные. Например, несмотря на то, что пророчат смерть бумажным журналам и газетам, на самом деле тиражи региональных СМИ во многом растут. Это связано с ростом благосостояния людей, и во всем мире такая тенденция существует.

Как только у людей поднимается уровень жизни – они начинают интересоваться тем, что происходит рядом.

Им важно знать, построили ли мост, открыли ли новый магазин на соседней улице, как ведут себя местные власти. И вот это превалирует. Федеральную повестку можно узнать из основных новостей государственных телеканалов или газет, на сайте прочитать.

Другая тенденция то, что исчезают ларьки по продаже газет.

Например, в Париже на один киоск с газетами приходится 300–400 человек, которые им пользуются. А у нас в некоторых отдаленных регионах до 50 тысяч человек на один киоск, к сожалению. И при этом они продолжают исчезать каждый день. Мы стараемся с этим бороться, как можем. Вот я буквально на днях вернулся из Красноярска. Там возникла так называемая красноярская инициатива. Вместе с руководством города журналисты придумали совместить киоск под продажу газет и журналов с небольшим кафе, где можно будет выпить кофе, чай, поесть мороженое и почитать газету. Там же посетители смогут воспользоваться Wi-Fi. По мировой практике такое совмещение дает многократное повышение продажи газет. Эту инициативу, если она заработает, мы будем предлагать распространять по всей стране.

Кроме того, существуют проблемы и у электронных СМИ, испытывающих давление агрегаторов типа “Яндекса”.

Не могут люди зарабатывать, когда агрегаторы подминают под себя основную информационную повестку.

Но тем не менее идут переговоры и в этом направлении, и сайты развиваются.

Региональные тиражи не уступают федеральным

– А как на фоне развития, подъема, очередного подъема, я подчеркну, региональных изданий чувствуют себя федеральные СМИ? Они по тиражам начинают уступать?

– В разных СМИ по-разному. Конечно, очень уважаемые знают, помнят. Но влияние больших известных средств массовой информации, газет, таких, например, как “Комсомольская правда”, в регионах падает. Во многом это связано с тем, что в советские времена можно было быстро решить вопрос, если выходит статья, например, в той же “Комсомолке”. А сейчас все-таки больше внимания региональные власти уделяют тому, что напечатано в местных газетах. У СМИ есть задача – пробуждать мысль

– Одно время печатные газеты уже хоронили и говорили, что они уступят место онлайн-версиям или вообще онлайн-изданиям. Теперь стали говорить, что и эти онлайн-издания тоже погибают под наступлением социальных сетей. Как в России с этим?

– Так же, как и во всем мире. Тем не менее вы помните в фильме “Москва слезам не верит” оператор говорил, что через 20 лет не будет ничего, кроме телевидения, – одно сплошное телевидение. Думали, что умрет театр – он не умер. Думали, что умрут газеты и журналы, а они не умирают. Вот сейчас говорят, что умрут СМИ в Интернете, их захлестнет волна социальных сетей и телеграм-каналов, ютуб-каналов. Но те, кто их делает, – большей частью не журналисты, это – личное творчество граждан. Граждане должны верить именно журналистам.

И, конечно, больше читает печатные и электронные СМИ тот, кто хочет найти не фейк-ньюс, а настоящую информацию, то, что делают профессиональные журналисты. Потому что они отвечают за то, что делают.

А граждане, которые производят какие-то новости самостоятельно, например, вроде телеграм-каналов, не отвечают, по сути, только их совесть является регулятором того, что они делают.

– А учитывая, что совесть считается рудиментом, то…

– Но не настолько. Я верю, что совесть еще сохраняется.

Почему на ТВ все отдано шоу?

– У отечественного телевидения свои проблемы, – продолжает Владимир Соловьев. – В этом году планируется завершить запланированный переход на цифру. А это дорого стоит, что не может не тревожить коллег из региональных телекомпаний. Плюс к этому миллионы старых аналоговых телевизоров по стране. Бабушки и дедушки, которые их смотрят, не в состоянии купить транспондер, который бы перевел их телевизор на цифру. Тем не менее, надеюсь, что это все не произойдет быстро. Владимир Владимирович Путин сказал, что знает проблему, и мы никогда не допустим, чтобы огромная часть нашего населения оказалась без телевидения. И проблемы эти будут решены, я надеюсь.

– На российском телевидении сейчас все больше того, что называется желтой прессой. Многочисленные шоу заполонили эфир, не оставив место аналитическим, познавательным программам. К сожалению, такая же ситуация и у нас, в Казахстане. Это такая тенденция в мире или что-то другое?

– Конечно, это общая тенденция особенно в наших странах, ведь все мы вышли из одной шинели.

Я сам телевизионщик более 30 лет и знаю, как влияет рейтинг на то, что происходит на телевидении. Иначе говоря, оно подстраивается под вкусы зрителя. Другая сторона: воспитали ли мы сами этого зрителя, либо зритель у нас такой. Это отдельный философский вопрос.

Однако каждое утро во всех редакциях крупных и менее крупных телеканалов собирается руководство и смотрит рейтинг и долю программ. И от этих цифр зависит многое: настроение и увольнение работников или повышение числа сотрудников.

И если видят руководители телеканалов, что подобные программы люди смотрят, то подстраиваются под их желания и делают это именно в том направлении, которое хотят зрители. Поэтому и засилье ток-шоу, которые смотрят активно и много. На одном из каналов идет “Дом-2”, который показывают уже второе десятилетие.

Все плюются, когда его смотрят, но рейтинг такой, что руководство канала не может его прекратить, потому что это дает деньги, рекламу и все остальное.

К сожалению, это так. Мы на наших больших форумах обсуждаем тему и думаем, как все-таки вернуть зрителя к каким-то интересным, познавательным, аналитическим программам. Как это постепенно сделать? Не заметит ли зритель, что его пытаются перевоспитать, не обидится ли и не уйдет к другой телекомпании? Но вот пока тенденция такая. Единое, но делимое. Владимир Рерих о "ватниках" и российском телевидении

Нужен ли Союз журналистов?

– Одно время бытовало мнение в российских СМИ, что творческие союзы такие, как Союз писателей, Союз журналистов, Союз кинематографистов, не нужны. А сегодня как с этим обстоят дела?

– Союз журналистов России был несколько последних лет в таком несколько замороженном состоянии, утратил функции: и профсоюзную, и просветительскую, и другие. Сейчас у нас пришла к руководству новая команда. Ровно полгода назад, 25 ноября, был съезд, на котором я имел честь быть избранным председателем.

Мы решили вернуть нашему крупнейшему в мире творческому объединению уважение в обществе и работаем над этим очень активно.

О союзе становится все больше известно, идет лавинообразно вступление новых членов, и мне очень приятно, что вступают молодежь, политические обозреватели известных телеканалов, радиостанций, крупнейшие наши журналисты из самых известных газет. Союз сейчас активно работает и по защите журналистов во всех направлениях, по урегулированию многих проблем, которые возникают у редакций, помогает активно нашим региональным отделениям, их у нас 82 по стране. Поэтому Союз журналистов, конечно, нужен, и мы думаем, что еще несколько лет поработаем и он станет очень важной составляющей частью гражданского общества России.

Как противостоять засилью иностранных каналов?

– У нас в Казахстане нет-нет да и раздаются крики о том, что российские СМИ заполонили и телеэфир, и рынок бумажных изданий, мол, с этим нужно бороться, противостоять. Как вы относитесь к такому рода высказываниям?

– Конкуренция всегда должна присутствовать. С одной стороны, это показатель того, что хорошая подготовка у журналистов в России, если их активно читают граждане Казахстана.

И, видимо, вашим журналистам нужно каким-то образом пытаться догнать и перегнать российскую прессу. Это нормальный процесс конкуренции.

И здесь, конечно, свою роль должны сказать и вузы, готовящие журналистов. К сожалению, в далеких региональных городах подготовка на журфаках оставляет желать лучшего. В центральных, так сказать, столицах – в Москве, Петербурге, в крупных сибирских городах, там очень качественная подготовка, много научной работы.

Мы активно сотрудничаем с коллегами, у нас деканы входят в руководство Союза журналистов во многих регионах, и я думаю, мы это сотрудничество будем активно развивать. Очевидно, в этом направлении нужно развиваться и в Казахстане.

Наша справка

Союз журналистов России объединяет около 100 тысяч человек и насчитывает 82 региональные организации, а также более 40 творческих ассоциаций, гильдий и объединений. Основными целями и задачами СЖР являются защита прав и свобод журналистов, поддержка плюрализма и независимости СМИ, развитие профессионального образования.

С ноября 2017 года Союз журналистов России возглавил Владимир Соловьев – выпускник международного отделения факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. Работал корреспондентом на российском телевидении, прошел 7 войн в качестве военного корреспондента. C сентября 2012 года – главный продюсер, начальник службы документальных фильмов телеканала “Россия” (ВГТРК). Член экспертного совета министерства культуры по неигровому кино. Член жюри нескольких кинофестивалей.

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи