Опубликовано: 2400

Конец “трупного бизнеса”?

Суд Сарыаркинского района города Астаны поставил точку в деле о “трупном бизнесе”.

Наша газета одной из первых обратилась к теме подлога экспертных заключений о причине смерти, незаконных поборов с родственников умерших за “ускоренное вскрытие” и прочих “новшеств”, внедряемых в своей повседневной работе специалистами Акмолинского филиала Центра судебных экспертиз (“Трупный бизнес”, № 37, от 12 сентября 2008 года).

В конце декабря дело, расследованное столичным департаментом Комитета национальной безопасности по городу Астане, пришло к логическому завершению. Основываясь на данных оперативной видеосъемки, заключениях независимых экспертов, показаниях самих подсудимых и многочисленных свидетелей и потерпевших, суд вынес приговор.

Руководитель столичного филиала Центра судебных экспертиз Талап Жакупов, заведующий дежурным отделением патоанатомии Талгат Алыпбаев, медэксперты Рустем Кусаинов и Серикбол Жолдасбеков получили длительные сроки заключения. Их обвинили в получении взяток за составление фальсифицированных заключений о причине смерти, что способствовало укрытию ранее совершенных преступлений.

В деле было немало эпизодов. Чего стоит, например, дело о гибели Галины Белуги, которая, если исходить из текста заключения о смерти, несмотря на явные следы побоев, скончалась от того, что… “поскользнулась на лестнице”?! Только вмешательство сотрудников ДКНБ помогло обратить внимание на нестыковки дела, уже списанного в архив, и позволило столичной полиции привлечь к уголовной ответственности супруга погибшей. Двенадцать сломанных ребер, определенных судмедэкспертами как “травмы, сопутствующие падению”, напрочь отметали любое сомнение в истинных причинах смерти. Муж погибшей уже осужден на три года лишения свободы.

А вот доказать вину экспертов, выносивших подобные заключения, оказалось не так-то просто. Судебное разбирательство длилось без малого полгода. В процессе следствия раскаявшийся Талгат Алыпбаев дал искренние показания, рассказав о царящей в столичном филиале Центра судебных экспертиз традиции – “круговой поруке”, извлечении незаконных доходов и вымогательстве у родственников умерших. Тем не менее Алыпбаев тоже был осужден на пять лет лишения свободы с конфискацией имущества. Помимо прочего, ему вменили фальсификацию заключения о смерти двадцатипятилетней Юлии Калининой, найденной два года назад в бассейне сауны при ночном клубе.

– По моему субъективному мнению, приговор вынесен довольно жесткий, – считает старший опер­уполномоченный ДКНБ по г. Астане Нурмахан Бекмуратов. – Мы обратились с апелляционной жалобой в коллегию по уголовным делам суда города Астаны с мотивированной просьбой смягчить приговор.

Послужит ли жесткий приговор Фемиды уроком другим медэкспертам? Многие факты указывают на то, что случай с судмедэкспертизой Астаны далеко не единичный. И, похоже, речь идет об укоренившейся практике. Кто знает, сколько фальсифицированных заключений о смерти вынесено и сколько тяжких преступлений таким образом сокрыто. Станет ли приговор в отношении “бизнесменов” из столичного морга поводом для пересмотра всех вынесенных заключений? Ведь, казалось бы, это первое, что должен сделать Минздрав по фактам, выявленным на процессе. Но следователи ДКНБ говорят об этом с нескрываемым сомнением.

– Вряд ли, – откровенно признает Нурмухан Бекмуратов. – Чтобы вынести объективное заключение, нужна будет эксгумация всех тел. Представьте, какая шумиха поднимется!

Алексей БАНЦИКИН, Астана

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи