Опубликовано: 1900

“Коммуналка” по-немецки: экономность и комфорт...

“Коммуналка” по-немецки: экономность и комфорт...

Из года в год, регулярно в один и тот же заранее обозначенный день, к нам с женой приходит улыбчивый представитель энергетической компании. Вместе с напарницей паренек споро снимает с батарей отопления счетчики, ставит новые, записывает показания, оставляет нам ярко разукрашенные прайс-листы... Там на выбор – несколько тарифов: энергия от газового топлива, солярки или совсем уж экологически чистая – от солнечных батарей.

/>

Периодически находим мы в почтовом ящике предложения и от других фирм. Причем не только по электричеству, но и по водоснабжению, ремонту сантехники, замене полов, побелке стен, вывозу мусора...

Острая конкурентая борьба в коммунальной сфере не только позволяет потребителю выбирать самое, на его взгляд, выгодное предложение. Есть и другие несомненные плюсы. За десять лет жизни в ФРГ собкор “Каравана”, к примеру, напрочь забыл, что есть такое – так называемый “отопительный сезон”. В цивилизованном мире регуляторы на каждой из батарей позволяют устанавливать оптимальную температуру в жилище круглый год. Не помним мы с женой и ни одного перебоя со светом либо водой. Не приходилось ждать мастера-ремонтника более двадцати минут...

Наследие советской эпохи

Однако не все и не сразу даже у немцев складывалось в ЖКХ образцово. Если говорить о восточной части Германии, то до начала 90-х и там хватало проблем, до сих пор остающихся актуальными в Казахстане.

ГДР поднималась из руин с помощью типовых домостроительных комбинатов, разработанных в СССР. Росли как грибы такие же, как у нас, панельные многоэтажки.

По советскому же типу было аннулировано в ГДР разделение оплаты по видам услуг. Существовала просто квартплата, включающая в себя плату за наем жилья и так называемые эксплуатационные расходы – ЭР. Где были слиты воедино расценки и на воду, и на тепло, и на электричество...

Причем построено все было так, что разобраться неискушенному потребителю, за что и сколько точно платить, было попросту невозможно.

Получался порочный круг: инфраструктура ветшает, а финансирования для сокращения потерь ресурсов при транспортировке, для охраны окружающей среды и для привлечения инвестиций катастрофически не хватает. В свою очередь, ветхое состояние внутридомовой и коммунальной “начинки” заставляет ЖКХ требовать все более весомые куски от государственного финансового “пирога”.

Так и зашло бы все в глухой тупик, если бы не объединение обеих германских частей.

Начиналось все с барона Штайна

Именно этот аристократ, родившийся в 1757 году, был первым эффективным борцом против тотального государственного надзора в насущных коммунальных вопросах. С подачи барона Штайна Пруссия приняла более двухсот лет тому назад закон о выборном собрании городских депутатов из числа граждан самого разного сословия.

Строилась система на общественных началах, и жалованье в совете выплачивалось только двум чиновникам – по финансам и строительству. Но индустриализация брала свое, города разрастались, управленческая структура, предложенная Штайном, модернизировалась. В середине ХХ века, после падения нацистского режима, в западной части Германии появились общественные администрации.

Помимо почетного бургомистра как председателя городского совета и представителя общин была введена должность директора города или общины, избираемого населением напрямую.

Община же становилась краеугольным камнем всей государственной демократии. Огромную роль при этом играют так называемые “гражданские консультации”. Сотрудники этой структуры берут на себя бремя тех хлопот, что до сих пор отнимают столько сил и нервов у многих казахстанцев. “Гражданские консультации” в Германии являются оперативным передатчиком всех претензий и запросов населения в коммунальные службы.

Человек как вершина пирамиды

Знакомый вашего корреспондента работает в мэрии Бонна. Там недавно провели обширный социологический опрос. И выяснили: каждые девять из десяти потребителей коммунальных услуг довольны органами самоуправления своего города.

Именно по воле населения и по его запросам бывшая столица ФРГ стала комфортнейшим местом проживания с многочисленными зелеными насаждениями, парками, пешеходными зонами, спокойными улицами, идеально налаженным общественным транспортом.

И таких эффективных общин в ФРГ масса. Все муниципальные образования здесь объединены в союзы местного самоуправления.

К примеру, “Немецкий союз городов” включает в себя 750 коллективных членов. А всего на вопросы коммунального хозяйства нацелены по стране более 16 тысяч общественных образований. Эти общины самостоятельно решают региональные проблемы. У них незыблемое право распоряжаться собственными поступлениями, а также расходами, есть возможность регулирования внутренней инфраструктуры исходя из местных условий, разработка и право реализации собственных коммунальных постановлений, как то: строительных планов, необходимости увеличения пошлин, компенсаций, взносов, налогов на подведомственной территории.

В общем, огромный, тщательно продуманный механизм. Своего рода пирамида, увенчанная заботой о конкретном человеке. Таком, например, как наша соседка Маргрет. Ей под девяносто. Пока жив был муж, к почти парализованной женщине, по решению общины, ежедневно приезжала “передвижная столовая”. И четыре раза в неделю появлялась специалист по уходу. За эти услуги платила коммуна.

Но вот старина Густав отдал богу душу. И тогда по совету своего домашнего врача соседка стала подыскивать для себя подходящее место в разветвленной сети “альтенхаймов” – домов для престарелых. Так как Маргрет прикована к постели, делали это чиновники из городской социальной службы. Они улаживали все необходимые бюрократические процедуры, а медсестра из общины приходила теперь уже каждый день.

Когда же старушка выбрала одно из предложенных ей мест, пенсии на его оплату не хватило. И дополнительные 270 евро в месяц стала выделять община.

“Не важно, какого цвета кошка. Главное, чтобы ловила мышей”

Это древняя германская пословица. Она весьма точно отражает ситуацию с разделением полномочий и формами собственности в “коммуналке” ФРГ.

Cамое важное – органы местного самоуправления. На их плечах – прокладка канализации и вывоз мусора, организация социальной, дорожной, регистрационной, транспортной и прочих городских служб и т.п.

Все это – муниципальные предприятия. В современной Германии очень спокойно относятся к тому, частные они или государственные. Главное – отдача. И тут хорошим примером максимальной эффективности действий на разном властном уровне может послужить ликвидация “хрущоб” в бывшей ГДР.

Правительство выделило на эти цели колоссальные средства. Первый этап федеральной инвестиционной программы предусматривал государственные траты в размере 25 миллиардов евро на реконструкцию крупнопанельных домов “советского типа”. Немецкие коммунальщики производили полную перепланировку квартир, объединяя две, а то и три в одну. Заодно меняя всю инженерную “начинку” здания.

При этом стены отделывались энергосберегающими материалами. И это чуть ли не в разы снижало затраты на отопление.

Просторное модернизированное жилье в массовом порядке приватизировалось. Но не бесплатно, а через продажу по разумным ценам. Зачастую под льготный кредит, гранты и в рассрочку. Хозяева же, конечно, были кровно заинтересованы в расчетах за предоставленные ЖКХ услуги строго по фактическому потреблению. Что привело к резкой экономии ресурсов, так как они, увы, недешевы. Я, например, за годы жизни в Германии научился немедленно давить на выключатель, покидая любую из комнат. Но и при самом строгом контроле, как и правильном выборе компании, поставляющей нам электричество, меньше 70 евро в месяц только за свет у нас все равно не получается. Что делать – бесперебойность поставок и высокое качество коммунальных услуг имеют свою цену.

Cобственный корреспондент “Каравана” в странах ЕС 

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи