Опубликовано: 4300

Кого еще не записали в ОПГ?

Как бывший сотрудник МВД и журналист, на протяжении десяти лет отслеживающий криминогенную ситуацию в нашей стране, я с профессиональным интересом слежу за всеми преобразованиями правоохранительной системы.

И, надо сказать, очередные предложения руководства МВД, мягко говоря, сильно удивили.

В рамках обсуждения законопроекта “О противодействии организованной преступности” представители министерства предложили лишать должности руководителей государственных органов, если те станут принимать на работу бывших участников организованных преступных групп (ОПГ)!

Нисколько не сомневаюсь, что предложение вызовет восторг у всех законопослушных граждан. Начальников мало кто любит, и предложение лишать их должностей найдет радостный отклик.

Но вот вопрос: что следует понимать под термином “бывший участник ОПГ”? Ведь сегодня лишь немногие из сотрудников полиции могут объяснить, чем организованная преступная группировка отличается, например, от устойчивой преступной группы?

Опять же непонятно, как именно представители правоохранительных органов станут доказывать, что, допустим, Иван Иванович или Серик Серикович является участником организованной преступной группы? Ведь на лбу у них это не написано и удостоверений у членов ОПГ тоже не бывает!

Но больше всего меня беспокоит вопрос: на кого закон возложит ответственность признать участника ОПГ таковым? Если членом ОПГ гражданина назовет суд после осуждения его за совершение преступления в составе организованной преступной группировки, то все вопросы снимаются. А если нет?!

Сами полицейские признают, что на сегодняшний день в Казахстане существует несколько ОПГ. Но хотя их основные участники и состоят на специальном оперативном учете, судимости имеют далеко не все из них!

Мало кто из обычных граждан знает: для того, чтобы попасть в черный список, гражданину вовсе не обязательно коротать ночи в компании подельников из ОПГ на большой дороге с дубинкой в руках. Достаточно вступить в контакт с кем-то из членов группировки или с ее лидером. А сделать это очень просто. Почти все лидеры крупнейших ОПГ, возникших в 90-е годы, стали сейчас благовоспитанными бизнесменами. Поэтому многим сотрудникам государственных органов, например, таможенникам или сотрудникам налоговой службы, время от времени приходится встречаться с ними. Допустим, пришел бывший босс ОПГ налог на недвижимость заплатить да и перекинулся парой фраз с сотрудником налогового комитета, и – готово! Служащий налогового комитета вдруг оказывается на оперативном учете.

Пока это никому особо не вредило: ну появится в списках еще одна фамилия и еще одно фото – ну и ладно. Однако, если участниками ОПГ будут признавать всех тех, кто сегодня состоит на оперативном учете, им придется очень и очень несладко! И не только им, но и их начальству, которое имело неосторожность принять неблагонадежных граждан на государственную службу, само того, может, и не подозревая. Начальники поплатятся своим креслом, а участникам ОПГ, по новому законопроекту, предполагается дополнительное наказание в виде конфискации имущества.

И вот опять возникает вопрос: а не станет ли это еще одним рычагом для подсиживания начальников и сведения счетов между сотрудниками?

Очень хочется надеяться, что при окончательном утверждении законопроекта эти вопросы без внимания не останутся.

Иначе он может ударить не столько по организованной преступности, сколько по обычным государственным служащим. И вреда может оказаться больше, чем пользы.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи