Опубликовано: 1700

Кочевая жизнь: от Цюриха до Талгара

Кочевая жизнь: от Цюриха до Талгара

Жизнь циркового артиста в буквальном смысле на чемоданах. Сегодня один город, завтра другой, сегодня одна страна, потом другая… Для циркового артиста Азамата МАМБЕТОВА Швейцария стала вторым домом, но его тянет на родину – в Казахстан.

Всегда тянет домой

В Швейцарии он проводит 9 месяцев в году. Остальные три – дома, в Талгаре, под Алматы. Где его всегда ждут родители, братья, жена и маленький сын. И так последние 14 лет из прожитых 33. Когда спрашиваю, кем себя ощущаешь, с какой страной связываешь свое будущее, на минуту задумывается и начинает говорить…

– Наверное, образ жизни нас меняет. В первое время, когда возвращаешься в Казахстан, замечаешь суету вокруг – все бегут, торопятся. В Европе этого нет – хотя люди живут теми же заботами – работают, платят кредиты, занимаются детьми, но там такого ажиотажа нет. Проходит несколько недель – сам начинаю суетиться. Замечаю за собой, что куда-то тороплюсь. Каким вижу будущее? Не знаю. Хочу подольше поработать, но меня тянет сюда. Многие коллеги там остались, получили гражданство, женились. Но домой тянет...

В возрасте 12 лет Азамат начал заниматься в цирковом кружке в Талгарском доме культуры. Тренер хвалила – получается, рекомендовала поступать в цирковое училище. Для Азамата, чьи родители и семья по роду деятельности бесконечно далеки от цирка, пробиться было нелегко. Цирк во все времена был и остается династийным – им занимаются семьями, из поколения в поколение. Но у Азамата было желание, а преподаватели считали – и талант.

– Родители иногда жалели меня – мы много занимались. Но никогда не препятствовали, думали, что занятие это временное. Да я и сам тогда не представлял, что свяжу жизнь с цирком. Но помню, в детстве поход в цирк для меня всегда был большим праздником.

Как-то приехал тренер из России Тимур ЯКУБОВ, тоже из династии. Он знал многих директоров европейских цирков, имел контракты с ними. И стал составлять номер – отбирал артистов, собрал группу, в которую попал и Азамат. За два года она объездила много стран.

Цирковые номера стали востребованы на тоях

В Европе цирков немало, директора их приходят на выступления, смотрят артистов, а потом приглашают в свои труппы. А в Казахстане тем временем цирк начал разваливаться: менялось руководство, артисты стали уходить – в спорт, шоу-бизнес. Сейчас активно работают в той-бизнесе – цирковые номера внезапно оказались востребованы на свадьбах.

– Во всех известных цирках мира можно встретить наших ребят – в Америке, Англии, Германии, Франции, – говорит Азамат. – Мы поддерживаем друг друга, приглашаем в программы. Например, мои друзья в Германии могут позвонить и спросить: свободен ли следующий год у меня, если свободен, то приглашают. В первые годы, когда я только начинал работать за границей, коллеги вообще не имели представления, как выглядят казахи. А поскольку среди нас было немало русских ребят, они были уверены, что казахи выглядят именно так…

Азамат за последние годы работал в разных цирках, в том числе знаменитом “Ринглин Бразер энд Барнум энд Бейли” в Америке, основном конкуренте “Дю Солей”.

– Это очень известный, старейший цирк, их тоже три, как “Дю Солей”. Это был бесценный опыт. Хотел бы поработать и в “Дю Солей”, посмотреть, как устроена их кухня. Такая возможность была, ребята приглашали, но поскольку был связан другими контрактами, отказался.

Сейчас Азамат имеет постоянный контракт с одним из швейцарских цирков “Вальтерзу”, недалеко от Цюриха. Цирк шапито, передвижной, впрочем, как и большинство в Европе.

– Они считают, что цирк должен пахнуть свежими опилками, возможно, навозом. Это их дань традициям, так сложилось исторически, и им важно сохранить эти традиции. В конечном счете, такие цирки экономически выгодные. Расстояния в Европе небольшие, зрителей много, и цирки, в общем, популярны. У нас в Казахстане дважды пытались запустить шапито, но, насколько я знаю, они не выжили. У нас нет такой культуры.

Чуть отстанешь, быстро спишут

Между тем советское прошлое оставило не только стационарные цирки на 3 тысячи мест, которые сейчас трудно содержать и почти невозможно заполнить зрителем, но и профессиональную традицию. Союз славился сильными цирковыми артистами, особенно в акробатике. Китайская школа, советская – всегда считались сильнейшими. В то время как европейский цирк все еще оставался на уровне любительского, цирка энтузиастов. Сегодня артисты из бывшего Союза работают в ведущих цирках мира, в том числе в “Дю Солей”. А в Европе появляются первые профессиональные цирковые училища.

– В Швейцарии я тренирую детей в свободное время. Сейчас цирковое обучение там стало развиваться. Дети, которые ходят на наши шоу, часто подходят – научите меня, – отмечает Азамат.

Быть цирковым акробатом, востребованным в ведущих цирках мира, – изнурительный труд. Нужно постоянно быть в форме, выпадать из обоймы нельзя – чуть отстанешь, быстро спишут. Кроме физической формы, контроля питания, важно постоянное развитие – это и актерское мастерство, и элементы хореографии. Например, сейчас все более популярными становятся театрализованные шоу, где артист должен показать не только свои физические данные, но и актерские способности. Программы разные, и в каждом направлении новые перспективы.

– Любая работа иногда кажется рутиной. Бывают такие дни и у циркачей, – признается артист. – Но что нас спасает? Надо быть фанатом, любить дело, которым занимаешься. Я знаком со многими цирковыми артистами, там, в Европе, они знамениты. Несмотря на свой возраст – а зачастую это люди гораздо старше меня – они горят своим делом, репетируют по 5–6 часов в день. Безусловно, такие люди вдохновляют и заставляют идти дальше, за предел своих возможностей. Смотришь на какие-то номера, вначале они кажутся немыслимыми с точки зрения физических способностей человека. Но потом начинаешь заниматься и понимаешь: все не так сложно. Иногда мне кажется, что нет предела физическим возможностям человека.

Цирковой акробат – профессия в Швейцарии хорошо оплачиваемая. У Азамата рабочая виза, две медицинские страховки – одна общая, а другая на случай травмы. Отношение к артистам уважительное, за переработки доплачивают, также оплачивают жилье, транспортные расходы. Если случится травма, артиста, в том числе и иностранного, поддержат, оплатят лечение. Но, как говорит Азамат, у граждан Швейцарии преимуществ, конечно, больше.

– Получить гражданство я мог бы давно. Но что-то меня держит, не отпускает. Вот и сейчас: завтра надо лететь, а сердце мое здесь. Думаю, в следующий приезд куплю участок земли – начнем строиться.

Дина ДОСЖАН, Алматы

[X]