Опубликовано: 4100

Как спекулируют на лекарствах в Казахстане

Как спекулируют на лекарствах в Казахстане

Ввести регулирование цен на все лекарства и прочистить систему от перекупщиков планирует министерство здравоохранения.

Свое всегда дороже?

Шесть лет назад в недрах министерства индустрии и новых технологий возник масштабный план – создать в Казахстане свое мощное фармацевтическое производство. Тогда вице-министр Альберт Рау сообщил, что в развитие новых предприятий и модернизацию старых будут вложено 30 миллиардов тенге. Целью программы было снизить зависимость от импорта и насытить рынок более дешевыми препаратами отечественного производства.

Планка ставилась высокая, местные препараты должны были занять 50 процентов рынка. Денег не жалели.

Сегодня отечественные производители выпускают лекарств более чем на 30 миллиардов тенге, даже антибиотики стали делать и заместили ими 26,8 процента рынка, другие же виды лекарств перекрывают потребность на 42,3 процента. Таковы триумфальные данные статистики. Но на деле, чтобы узнать, что происходит с фармацевтическим рынком Казахстана, достаточно зайти в любую аптеку.

В среднем в рознице отечественные лекарства занимают всего 10 процентов от ассортимента, а на некоторые казахстанские препараты цены выше, чем на их зарубежные аналоги.

Главная цель, для которой и вбухивались деньги налогоплательщиков в развитие фармотрасли, – более доступные по цене препараты, похоже, так и не достигнута.

Интересен и тот факт, что, когда произошла корректировка курса и импортные препараты подпрыгнули в цене, казахстанские аналоги продержались на прежних ценниках для приличия месяц-другой, а потом тоже сиганули, да так, что дали фору зарубежным. Что же происходит на фармрынке?

“Отверточная сборка” лекарств

Мне удалось переговорить с представителями двух крупнейших отечественных фабрик лекарственных препаратов. Вопросы мои им сразу не понравились, поэтому официально отвечать они не стали. Но согласились рассказать про ситуацию без имен.

– Проблема в том, что более 80 процентов компонентов, которые мы используем для производства лекарств, все-таки импортные. Поэтому цена зависит от доллара. Мы ведь закупаем их не в тенге, – сообщил мне руководитель маркетингового отдела одного из заводов.

Выходит, что в Казахстане на фармрынке до сих пор действует “отверточная сборка”. При этом такой отечественный компонент, как рабочая сила, у нас не из дешевых. Но это не все. Учитывая, что объемы рынка маленькие, всего-то 17 миллионов потенциальных ртов, стоимость производства взлетает в разы. Та же Индия – гигант мирового уровня – производит препараты миллиардными тиражами, отсюда и копеечная себестоимость. Плюс у них свое сырье. В результате наши производители на свободном рынке чувствуют себя не ахти. Спасает государственный закуп. Но и там ценовые рамки. Производители инкогнито пожаловались, дескать, по некоторым позициям работают себе в убыток, но удается перекрывать издержки за счет цен на другие препараты.

Что мы имеем в остатке? Государство вложило в производство отечественных лекарств огромные суммы. А я захожу в аптеку и не могу позволить себе купить дешевые и качественные капли от насморка, сделанные в Казахстане.

Впрочем, производители могут хором парировать, что цены на лекарства на выходе с заводов все-таки другие. И удорожание идет в процессе перезакупа. Ведь существует целая цепочка дистрибьюторов, в результате, доезжая до розничных аптек, цена вырастает, а уж когда провизор выставляет препарат на полку… Я решила поговорить и с этими участниками ценообразования.

Кто спекулирует на рынке?

В Казахстане насчитывается около тысячи дистрибьюторов, которые занимаются закупом, логистикой лекарственных препаратов. Для примера: во Франции или Германии всего 3–4 крупных дистрибьютора. У которых маржа “европейская” 10–15 процентов, и ни-ни. У нас, прежде чем лекарство дойдет до аптеки, оно может побывать на трех складах. И за все это расплачиваемся мы – рядовые покупатели.

Я поговорила по душам с дистрибьюторами. К слову, официально дать комментарий и они не желают. Мне только сообщили, что высокая цена за дистрибуцию связана с огромными территориями. В результате тот же копеечный цитрамон превращается в золотой, пока доедет до какого-нибудь отдаленного аула. Возможно, чиновникам от минздрава стоит обратить внимание именно на этот сегмент ценообразования и перенять международный опыт. Так, например, в Китае, где тоже очень большие расстояния, дистрибуция и логистика сосредоточены в руках государственных предприятий. И это касается не только лекарств, но и продуктов питания. У производителей принимают продукцию госкомпании, размещают на складах, потом отправляют по железной дороге по всем отдаленным точкам. На этом уровне идет и субсидирование. При больших расстояниях, например, до пункта назначения. В результате исключается возможность спекуляции и роста цен.

Что же касается конечного пункта ценообразования – розничных аптек, то здесь тоже проблем воз и маленькая тележка. Мы не раз писали о фактах, когда один и тот же препарат отличается в цене на 300–500 тенге в двух аптеках, расстояние между которыми не больше километра. Есть факты, когда цены на оптовых лекарственных складах оказывались выше, чем в небольших придомовых аптеках.

Процесс ценообразования в точках реализации покрыт тайной. И доступа туда долгое время вообще никто не имел. Надзорно-контрольные органы на наши вопросы лишь разводили руками – дескать, это рынок и там свои правила игры. Но, похоже, ситуация настолько стала возмутительной, что даже Президент в своем Послании дал четкую установку вести регулирование на все лекарства, в том числе и в аптечных сетях.

На днях в минздраве сообщили, что процесс пошел.

– Необходимо ввести автоматизированную систему выписки рецептов с 2018 года, автоматизировать систему ценообразования и ввести государственный реестр цен, а также процедуру регистрации цены перевести в государственную услугу, – сообщила и. о. председателя комитета фармации ведомства Лариса ПАК.

Теперь, по словам чиновников от здравоохранения, аптеки будут обязаны издавать и размещать на видном месте информацию о ценах на лекарства. Также планируется создать единый сайт лекарств, на котором будет размещаться информация для потребителей.

Необходимость регулировать цены есть

Более подробно о том, как чиновники планируют регулировать цены и насколько это будет эффективно, мы попросили рассказать президента Ассоциации международных фармацевтических производителей в РК Вячеслава ЛОКШИНА:

– Перед минздравом была поставлена задача необходимости перейти к регулированию цен на все препараты, которые продаются в аптеках. Сейчас требуется разработка нормативно-правовой базы, – говорит наш собеседник. – Я думаю, что ничего в этом сложного нет. Уже сегодня Национальный центр лекарств при регистрации препаратов видит цену на них в нашей стране.

Производитель подает заявку с указанной ценой упаковки. Остается только прибавить затраты на таможенные пошлины, определить уровень наценки дистрибьютора. Это порядка 15 процентов. Плюс наценка аптеки – это около 25 процентов.

Это так рассчитали еще при формировании бюджета для госзакупа – с учетом того, что тот же дистрибьютор должен закупать оборудование, платить заработную плату сотрудникам, отправлять лекарства во все регионы нашей огромной страны и при этом не терпеть убытки.

По аптекам ситуация следующая. Некоторые владельцы говорят, что у них фонд зарплаты составляет 85 процентов от всего оборота, а это означает, что такой бизнес не имеет смысла и проще предприятие закрыть. Должна быть такая маржинальность, которая бы позволила вести дело, более того – его развивать.

Другой вопрос, что при фиксированных ценах исчезнет возможность продавать лекарственные средства через дистрибьюторов второго, третьего уровней. Не будет более мелких дистрибьюторов, но с этим ничего не поделаешь. Из-за уменьшения их числа могут быть проблемы с поставками в некоторые регионы. Но это бизнес-пространство быстро заполнят региональные филиалы национальных дистрибьюторских компаний.

Сейчас фармацевтическая общественность сказала свое мнение. Теперь будет необходимо внести поправки и в законы РК. Это будет касаться всех лекарственных препаратов – и импортных, и отечественных. Впрочем, при переходе на обязательное медицинское страхование мы будем и так вынуждены регулировать цены. Потому что Фонд ОМС будет финансировать отрасль больше, чем сегодня, это одна из целей его создания.

Необходимость регулировать цены есть не только на лекарства, но и на жизненно важные продукты питания, на хлеб, масло, молоко.

Потому что для социально уязвимых слоев населения сегодняшние цены высоки, особенно если они зачастую растут без всяких объективных причин. На самом деле во многих европейских странах цена на лекарство регулируется. Но там это идет за счет системы оплаты по страховке.

На сегодняшний день у нас уже более чем на тысячу наименований лекарств цены регулируются. Это был первый шаг. Регулирование цены – правильное решение, когда государство участвует в ценообразовании, если оно выделяет на лекарственное обеспечение деньги. В нашей стране около 40 процентов объема рынка представлено бюджетными средствами, что значительно больше, чем в других государствах СНГ, в том числе и в России.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи