Опубликовано: 2800

Классика – это не скучно

Классика – это не скучно

Российская скрипачка Алена Баева начала заниматься музыкой в Алматы, а свой первый концерт провела с камерным оркестром из Павлодара. Сейчас Алена живет в Люксембурге и дает от пяти до восемнадцати концертов в месяц и воспитывает двоих детей. Ее сыну скоро будет три года, а дочери сейчас восемь месяцев.

Алматы – особенный город

– Как вам сейчас в Алматы?

– Ощущение счастья быть ребенком меня в Алматы не покидает ни на минуту. У меня было потрясающе счастливое детство. Считаю, что детские годы с 5 до 10 лет – самые важные. А когда переехала в Москву, это был резкий слом – как в холодную воду бросили. Не могу ни один город поставить рядом с Алматы по теплоте и значимости. Обязательно куплю казы и повезу с собой. Казы нигде больше нет!

– Как думаете, кем вы могли бы еще стать?

– Я хорошо пела в детстве. Когда была подростком, у меня был такой большой список тех вещей, которые бы хотела делать хорошо. Так что могла быть кем угодно! Сейчас тоже многое интересно: читаю учебник по физике, хотела бы научиться водить самолет. У меня уже было два урока вождения маленького самолета в Америке. Это потрясающе! А машину я села водить на седьмом месяце беременности.

Как на футболе

– Реакция зрительского зала важна?

– Очень важно, какая обстановка, чем заряжен воздух. Но у публики пассивная роль. Так что имеет огромное значение чувство, с которым я выхожу. Ведь это я играю, у меня – активная роль. Стараюсь отдавать максимально, тогда и публика реагирует правильно. Есть случаи, когда скрипачи выходят, рассказывают байки, а потом берут скрипку и гениально играют. У каждого свои способы наладить контакт. Главное, не забывать, ради чего это делается, – нести людям как можно больше радости. На сцене испытываешь удивительные ощущения, когда хочется просто взять и полететь.

– Как подбираете репертуар?

– Обычно он формируется из того, что мне хочется сыграть в это время. Музыка – сама по себе язык. Не важно, на каком языке говорят люди, которые ее слушают.

– Скажите, а публика различается в зависимости от страны?

– Даже в одном и том же зале бывает разная публика. Вот самый теплый прием был однажды в Бразилии. В Сан-Паулу мы играли концерт с оркестром – такой был жизнеутверждающий финал! Мы еще не закончили, а публика вскочила, захлопала, стала топать ногами, я еле закончила. Экспрессия, как на футболе!

Эксперименты оживляют

– Что сами предпочитаете слушать?

– Классическая музыка – это безграничный мир, и можно найти все что угодно под любое состояние. Это настоящая, глубокая музыка, послушав которую, жить становится лучше.

– Кто ваш слушатель?

– В Москве много молодежи стало ходить на концерты. Это очень хороший знак: рушится глупый стереотип, что классическая музыка – что-то скучное и для пенсионеров. Сейчас полно молодых талантливых музыкантов, которые тоже привлекают своих ровесников.

– Нужны ли какие-то эксперименты, чтобы привлечь молодежь на концерты?

– Недавно я играла концерт Шостаковича, дирижировал Юрий Башмет. Он назывался “Музыка в 3D”: пока мы играли, на заднем плане показывали картины художников ХХ века. Такие эксперименты очень оживляют концерты и привлекают людей.

Карьера музыканта – темный лес

– Сейчас вы участвуете в конкурсах?

– Никогда не любила конкурсы. Хотя раньше часто принимала в них участие. Это был единственный способ, чтобы посмотреть, что играют в мире, расширить кругозор, увидеть игру других скрипачей. Подготовка к конкурсу гораздо важней, чем результат, потому что мобилизуешь все свои силы. Но у конкурсов есть большая проблема – усреднение. Порой безумно талантливые остаются за бортом, это как лотерея.

– Как не потерять себя? Ведь конкурсы – это стартовая площадка.

– Конкурсы имеют такую специфику, что прослушивать приходится 50 человек, и спектр ограничивается: отсекается с обеих сторон и остается среднее. Есть такая скрипачка – Патрисия Копачинская, она выходит на сцену босиком. Ей просто так удобно играть, и она очень яркая, у нее особенная манера. Это здорово, когда люди чем-то отличаются.

– А чем замеряется карьерный рост?

– Карьера музыканта для меня – темный лес. Я знаю законы, по которым она может строиться, но один фактор не имеет определяющего значения. Бесполезно посылать резюме в большое концертное агентство – они не станут тебя слушать. Большое значение имеют личное мнение и рекомендации. Я радуюсь, когда получается концерт с оркестром в большом зале. Но не думаю о том, что после этого поставлю еще одну строчку в резюме. Мне важнее общение с великими музыкантами – это большая привилегия.

Мама-максималистка

– Ваши дети слушают, как вы играете?

– Я много занималась в детстве, поэтому сейчас могу не играть по нескольку дней. Детям же ставлю классическую музыку, потому что сама люблю ее. Убеждена – дети в раннем возрасте воспринимают все. Если им давать слушать только детские песенки, их развитие будет идти в сторону упрощения. Маленькие дети очень любят, например, Прокофьева, Стравинского, вообще музыку ХХ века. Потому что она живая и сказочная!

– А как вы детей воспитываете?

– Я – мама-максималистка, хочу сразу всего. Как можно больше их развить, проводить с ними время, таскать с собой. Я не считаю, что детям нужны детство, отдых. Уверена, что первые три года – самые важные для становления.

– Есть какие-то семейные традиции?

– Боюсь, что нет. У нас очень творческая семья, нет никаких традиций, ритуалов, правил. Мы стараемся ужинать вместе, когда все дома, но это бывает очень редко.

– А как отдыхаете?

– Сегодня для меня выспаться – большое событие. Мы не были в отпуске вместе с мужем года полтора. Когда я вышла замуж, стала различать рабочие дни и выходные. Сейчас планируем отпуск. Муж очень любит море, купаться, а я с удовольствием бы в горы – на лыжах кататься. Думаю, что моя любовь к горам – от Алматы. Пока я здесь, каждый день смотрю на горы!

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи