Опубликовано: 6800

Китайские очки делают казахстанцев косыми

Китайские очки делают казахстанцев косыми Фото - Тахир САСЫКОВ

Примерно треть казахстанцев – очкарики. Миопией (попросту говоря, ослабленным зрением, близорукостью) страдает каждый десятый ребенок и каждый пятый подросток

“Добивают” органы зрения не только гаджеты, образ жизни, но и некачественные очки – оптические, солнцезащитные. Они продаются на рынках, в подземных переходах и мелких салонах под вывеской “Оптика”. Какого качества нам подсовывают товар, чем отличаются дешевые подделки от оригинала, выясняла корреспондент “КАРАВАНА”.

Этой темой я заинтересовалась, подбирая себе солнцезащитные очки. Казалось бы, что может быть проще? Заглянула в несколько мелких салонов под вывеской “Оптика”. Очков много. Смутило, что на них нет сертификатов качества. “А что вы хотели? Товар везут из Китая, Тайваня…” – встрепенулась продавец. Отправилась на ближайший рынок. Здесь очки – на любой вкус по цене от 700 до 5 000 тенге. Есть подделки известных брендов. Рассмотрела получше – стекла с царапинами. В некоторых оправах пластик нагрелся так, что обжигал руки. Еще продаются оптические очки для коррекции зрения.

На алматинской барахолке я нашла целый контейнер, где торгуют только очками. Оптовые покупатели как раз по бумажке сверяли заказ и закупали оправы с “плюсовыми” линзами для пожилых, с “минусом” – для детей, подростков. Мамы выбирали солнцезащитные очки малышам.

Я тоже купила несколько штук и решила их протестировать. Ведь от окулиста слышала, что в дешевых оптических очках часто не совпадают диоптрии, заявленные на этикетке. А еще расстояние между зрачками – у китайцев оно шире на 6–8 миллиметров, в результате глаза просто “разъезжаются” в стороны.

Оптический пластик или… бутылочный

Почему же очками торгуют, будто вениками, ведь их качество напрямую связано со здоровьем казахстанцев? Выяснила, что в перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, солнцезащитные очки, оправа не попадают. Оправа не относится и к товарам медназначения. А вот оптические линзы с 1 января 2017 года должны иметь регистрационное удостоверение. Вначале линзы испытывают по всем параметрам в Национальном центре экспертизы лекарственных средств, медтехники при министерстве здравоохранения. После комитет фармконтроля выдает регистрационное удостоверение. Причем на линзы каждого производителя оно отдельное.

Если вы заказываете в оптике очки, просто попросите показать этот документ. Нет регистрационного удостоверения, получается, качество линз никто не проверял!

Кстати, на целый год очковые линзы выпадали из списка изделий медназначения. Представители оптического рынка говорят, что в этот период в Казахстан готовые очки завозили тюками.

– Как правило, крупные салоны не рискуют репутацией и не торгуют подделками, – прокомментировали ситуацию в одном из алматинских салонов оптики. – На рынке есть линзы производства США, Польши, Германии, России, Казахстана и других стран. Также встречаются китайские заводские. Цены на линзы зависят от производителя. Многих покупателей отпугивает их цена. Но люди должны понимать, что это – заводской товар, изготовленный из оптического стекла или пластика, а не бутылочного, с него платятся налоги…

Мой собеседник рассказал, что ездил по другим регионам, смотрел, что продают там. Говорит, есть бренды, о которых никто никогда не слышал. Много подделок известных производителей, причем стоят они, как оригинал. С его слов, больше половины товара не имеет регистрационного удостоверения. Но зачастую покупатели просто не разбираются в качестве и не знают, какой документ нужно спрашивать, чтобы защитить свои глаза.

Что показал тест?

Какие очки и где покупать, конечно, личное дело каждого. Ради интереса я все-таки показала купленный на рынке товар специалисту. Первыми под “прицел” автоматического диоптриметра (прибор для измерения силы оптических стекол – очковых линз) и директора крупной розничной сети Зарины АЙТИКИНОЙ попали симпатичные очки в позолоченной оправе стоимостью 1 400 тенге. На этикетке заявлены диоптрии – минус 2,5.

– Линза изготовлена из дешевого полимерного пластика, не оснащенного покрытием. Это простейший низкопробный полимер, с низким коэффициентом аббе (прозрачность), неизвестного происхождения. На стеклах невооруженным глазом видны мелкие царапины.

Аппарат показал: линзы цилиндрят, точнее, имеют небольшой цилиндр: на правой линзе -0,25, на левой – -0,5. То есть эти очки больше подходят людям с астигматизмом (искривление хрусталика). Расстояние между зрачками – 70 вместо заявленных 62–64 миллиметров.

– Оправа не снабжена флексами – специальными пружинками на заушниках, – продолжает эксперт. – Она изготовлена из сплава монель, не исключено, что с высоким содержанием примеси никеля. Он запрещен европейским сообществом к употреблению, так как это сильный аллерген.

Специалист по оптике с более чем 35-летним стажем Ольга МУРЗАЕВА говорит, что подбор очков всегда был индивидуальным делом:

– В рецепте офтальмолог не просто так указывает расстояние между зрачками. У каждого человека оно индивидуально. Часто необходима выправка оправы, чтобы она идеально сидела на лице. Чуть изменил носовой упор – расстояние меняется, все это тоже влияет на то, как человек видит в очках.

И аппарат можно… обмануть!

Далее тест прошли несколько солнцезащитных очков: детские с рынка, по 500 и 700 тенге, и взрослые очки из серии утилитарных брендов, купленные в одном из торговых домов.

– Если посмотреть покрытие линзы на просвет, оно низкого качества, много мелких царапин, так как нет упрочняющего покрытия, защищающего от механического воздействия, – комментирует Зарина Айтикина, изучая детские очки в яркой синей оправе. – Линза затонирована в темный цвет, ультрафиолет блокируется в пределах 30–40 процентов. Такие линзы опасно носить, тем более детям – они темные, расширяют зрачок. При этом значительная доля ультрафиолета попадает на сетчатку и хрусталик.

По весу, текстуре можно определить, что оправа сделана из переработанного пластика (например, от бэушных пластмассовых шприцев) – пропионата целлюлозы. Очки покрыты дешевой спреевой краской, что может вызывать аллергию.

Сама оправа рассчитана на несколько неаккуратных движений, она не симметрична и не регулируется. Даже дорогие оправы бывают не до конца симметричны, но их можно посадить. Этот пластик сразу сломается.

Проверяем на аппарате еще одни детские очки, теперь уже с зеркальным покрытием. Аппарат показал: за счет него линзы блокируют ультрафиолет на сто процентов! Хотя качество линзы очень низкое, к тому же она не имеет защиты от механического воздействия. И тем более от поляризационного света (ослепляющие блики от воды, снега, дорожного полотна). Оказывается, азиатские производители научились обманывать даже сверхчувствительные аппараты!

Какой цвет линз нужен за рулем?

Та же картина – с солнцезащитными очками из торгового дома. Но у них есть одно преимущество – оливковый оттенок. Как выяснилось, он сам по себе благотворно влияет на сетчатку, успокаивает глаза. Не зря при глаукоме советуют носить зеленые очки – в этом случае глаз пребывает в комфортном состоянии.

Как я узнала, самые благоприятные для глаза цвета – серый, коричневый, зеленый. Серый оптимален для людей, которые хотят защититься от яркого солнца. Коричневый придает контрастность изображению.

Для тех, кто постоянно находится за рулем, предназначены линзы категории drivewear, которые меняют цвет и адаптируются к разным условиям. К примеру, на сильном солнце насыщенность такой линзы достигает 85 процентов. А вот ночью тому же автолюбителю нужны очки с желтыми фильтрами, имеющими просветляющий эффект и подавляющими блики встречных фар.

Как уже догадался читатель, тонкостей очень много! Так, не благоприятными для глаз в солнечную яркую погоду считаются желтые, голубые, розовые оттенки стекол – может наблюдаться быстрая утомляемость глаз.

Желтый имеет свойство делать изображение ярче. Он актуален в пасмурную, не туманную погоду, но ни в коем случае в яркую солнечную.

Только специалисты знают, что по уровню светозащиты линзы делятся на 4 категории. Причем 3-я, 4-я категории вообще противопоказаны тем, кто за рулем!

Как получить ожог сетчатки

Интересно, а что думают по этому поводу врачи? Со своими вопросами, результатами экспертизы мы отправились в Казахский НИИ глазных болезней. Доктор медицинских наук Марат СУЛЕЙМЕНОВ, на счету которого более 10 тысяч операций повышенной категории сложности, говорит, что на рынок за оптическими очками чаще идут люди, у которых наступают возрастные изменения после сорока лет:

– Появляется возрастная дальнозоркость (пресбиопия), когда люди надевают очки для чтения. По идее, нужно пойти к окулисту, проверить остроту зрения, внутриглазное давление, посмотреть глазное дно. Замечу, что после сорока лет скрининг нужно проводить каждые полгода! Такому пациенту выписывают очки “для дали”, например, плюс 0,5. Человек идет на рынок, примеряет плюс 0,5. Видит хорошо. Продавец говорит: а вы попробуйте плюс 1,0. Примеряет – еще лучше. Таким образом, человек покупает очки с неправильно подобранными линзами. Также следует отметить, что на рынке никто не проверяет и расстояние между зрачками. А ведь неправильно подобранные очки дают о себе знать при чтении – через 15–20 минут начинают болеть глаза, голова. Такое состояние носит название астенопия.

– У вас бывают пациенты с жалобами на очки?

– Да. Люди потом говорят – дешево же… Качественные стекла не могут стоить дешево. Но это не значит, что пациенты не могут себе их позволить.

– Можно ли в солнцезащитных очках, пропускающих ультрафиолет, получить ожог сетчатки?

– Мы живем в условиях высокогорья, здесь ультрафиолета гораздо больше. Если процент пропускания ультрафиолета высокий и человек будет смотреть в таких очках на солнце, вероятность ожога высокая. Особенно в горах. В основном такие пациенты появляются у нас после солнечного затмения. Детям вообще нельзя покупать очки низкого качества, ведь идет формирование органа зрения.

Плавайте, чтобы сохранить зрение

У эксперта я поинтересовалась, как в целом обстоят дела с болезнями органов зрения у казахстанцев.

– Все болезни помолодели за счет того, что люди стали жить дольше. Та же глаукома напрямую связана с сердечно-сосудистой системой. Молодеют инфаркты, инсульты и глаукома. Возрастная макулярная дистрофия сетчатки глаза в странах Запада, в Казахстане сейчас на первом месте среди болезней органов зрения. На коррекцию зрения все чаще приходит молодежь в возрасте от 18 до 35 лет. Много студентов, учителей и банковских служащих, у которых большая зрительная нагрузка.

По статистике, в Казахстане близорукость, или миопия (заболевание, при котором человек плохо различает предметы, расположенные на дальнем расстоянии), составляет 20–25 процентов в структуре всех глазных болезней.

По результатам исследований отечественных ученых, близорукость у жителей сельских районов встречается реже, чем у городского населения. Отдельным термином офтальмологи выделяют так называемую “школьную миопию”. По результатам медицинских осмотров в Казахстане, патология зрения к моменту поступления ребенка в школу встречается у 4 процентов.

К завершению школы армию “очкариков” пополняют уже более 30 процентов детей. К 2020 году этот показатель возрастет до 45 процентов!

Миопическая болезнь сопряжена с особенностью строения соединительной ткани не только глазного яблока, но и организма в целом. Сопровождают ее очень часто сколиоз (искривление позвоночника), плоскостопие, слабость связочного аппарата и т. д. Как заметили офтальмологи, усиление мышечного каркаса спины препятствует прогрессированию миопии, а самый лучший вид спорта для этого – плавание.

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи