Опубликовано: 2500

Киргизский политолог: Кто бы ни стал преемником Каримова, он не должен быть слабее его

Киргизский политолог: Кто бы ни стал преемником Каримова, он не должен быть слабее его

Сообщения о тяжелой болезни Ислама Каримова по-прежнему находятся в центре внимания не только стран Центральной Азии, но и, без преувеличения, мировой общественности.

Во многом это связано с тем, что Узбекистан – самая густонаселенная страна в регионе, которая в случае дестабилизации ситуации может принести новые риски и близлежащим государствам.

Алармистские настроения мгновенно появились в СМИ разных стран, как только стало известно о госпитализации президента Ислама Каримова с гипертоническим кризом. Оппозиционные информационные ресурсы даже заявили о кончине узбекского лидера, однако официальный Ташкент эту информацию не подтвердил. Более того, главы многих стран мира, включая Китай и Россию, поздравили Ислама Каримова с Днем независимости и пожелали ему крепкого здоровья.

В то же время нельзя не видеть того, что сообщения о болезни президента Каримова выдвигают на передний план проблему передачи власти, ее преемственности. Аналитики уже делают предположение о том, что борьба за власть окажется нешуточной, но при этом курс, взятый Исламом Каримовым, скорее всего, будет продолжен. По мнению отдельных экспертов, на расклад сил в Узбекистане вряд ли повлияет внешний фактор, в силу того что пока еще действующий президент, поддерживая отношения со всеми, не допускал в страну ни Запад, ни Россию, ни Китай. Поэтому вектор внешней политики не поменяется.

Узбекские и казахстанские политологи не спешат комментировать ситуацию вокруг Ислама Каримова, ссылаясь на то, что официальных известий о передаче власти не было. Но в самой близкой к Узбекистану стране – Киргизии – пристально следят за событиями у соседей. Политолог, руководитель аналитического центра “Стратегия Восток-Запад” Дмитрий Орлов согласился ответить на вопросы “КАРАВАНА”:

– Как уход Ислама Каримова с поста президента страны может повлиять на расстановку сил в регионе?

– Мы все понимаем, что рано или поздно Исламу Каримову придется покинуть свой пост. А вот здесь уже все будет зависеть от того, кто придет президентом после Ислама Абдуганиевича. Есть и другой момент: нынешний президент Узбекистана слывет в регионе и мире достаточно жестким человеком. Поэтому, самое главное, кто бы ни стал преемником Каримова, он не должен быть слабее его. Потому что у так называемого мирового сообщества, состоящего, к слову, всего из четырех стран, слишком много претензий к Узбекистану. И если следующий лидер где-нибудь даст слабину – “съедят” и его, и страну. Объективно, именно из этих соображений пока рано говорить о влиянии ухода Каримова на расстановку сил в регионе.

– Насколько может измениться внешняя политика Узбекистана, особенно по отношению к соседям?

– Самая главная проблема для всех стран региона по отношению друг к другу – то, что можно условно назвать геополитическим эгоизмом. Сейчас в условиях, когда обваливаются режимы, еще вчера казавшиеся прочными, этот самый эгоизм может стать смертельно опасным. Поэтому сейчас всем, а не только Узбекистану, необходимо выстраивать свою внешнюю политику именно из тех соображений, что общерегиональная безопасность и стабильность куда важнее, чем личные амбиции какого-либо из лидеров стран региона. Внешняя политика не только Узбекистана, но и Киргизии, Казахстана – далее везде, должна измениться именно в соответствии с требованиями сегодняшнего дня. Тот, кто захочет выйти из всех проблем в одиночку, выйдет из них, скорее всего, вперед ногами.

– Будут ли урегулированы трансграничные конфликты между Киргизией и Узбекистаном?

– Это будет зависеть от умения и желания властей республик договариваться по спорным участкам границ, не прибегая к угрозам и оружию. Сейчас же создается впечатление, что у госдеятелей по обеим сторонам границы нет ни того ни другого – они то ли не хотят идти на диалог, то ли просто не умеют его вести.

– По какому пути пойдет внутренняя политика в стране?

– О любой власти судят по тому, хорошо или плохо она справляется со своими обязанностями. А вовсе не по тому – демократическая это власть, монархическая или диктаторская. Если внутри самой страны об ее лидере говорят с уважением, уже не имеет значения, что о нем думают за рубежом. И вообще, главное требование народа к власти – установить порядок.

– Кто окажется преемником?

– Сейчас называют разные фамилии. Но надо понимать: преемником будет тот, кто сможет сделать две, как минимум, вещи. Первое – дать твердые гарантии безопасности семье Ислама Каримова и выполнять их. Второе – суметь удержать ситуацию после ухода первого президента стабильной и безопасной не только для Узбекистана, но и для всего региона в целом. Все остальное мы с вами уже обсуждали в самом начале нашей беседы.

Ну а то, что преемник до сих пор не назван, говорит, скорее, не о безответственности Каримова, в чем его обвиняют много лет, а о его дальновидности. Потому что ситуация такова, что любой, кого Каримов назовет преемником еще при своей жизни, будет уничтожен через час, и то все будут удивляться, почему это произошло так медленно. А морально или физически – это уже вопрос фантазии заказчиков и исполнителей. Другого же преемника в нынешних условиях подготовить просто не успеют. Поэтому все разговоры о преемнике сейчас стоит принимать на веру с большой долей условности. Любая из называемых в СМИ персон может стать им с тем же успехом, с каким и не стать.

Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи