Опубликовано: 500

Художница и мультипликатор из Казахстана создаёт свои картины на тыквах

Художница и мультипликатор из Казахстана создаёт свои картины на тыквах

Художница и мультипликатор Үмiт ЖУБАНЫШЕВА – единственная в Казахстане, а, возможно, и во всем мире, кто создает свои картины на… тыквах.

Ее истории из жизни казахского аула оживают на этом природном материале. Как же тыквы становятся произведениями искусства?

Когда мультфильмы – твоя работа

Жубанышеву называют мастером миниатюры. Она единственный в Казахстане профессиональный художник, рисующий свои миниатюры на тыквах. Сейчас Үмiт готовится к своей 3-й персональной выставке, которая запланирована на осень. Две предыдущие назывались “Один день моего аула”. Үмiт говорит, что за количеством здесь не гонится, поэтому выставляется по мере готовности, раз в 10–20 лет. Первая ее выставка в Алматы состоялась в 90-х годах, вторая – в начале нулевых. Сейчас у нее собралось достаточно новых работ, которые она желает продемонстрировать публике.

 

– Я родом из совхоза Кызылдихан, село Теренозек, Кызылординской области. У нас в семье одни девчонки, я – 6-я, самая младшая, – рассказывает Жубанышева. – Выбрала профессию художника – в 1977 году поступила в Алма-Атинское художественное училище им. Н. Гоголя, на отделение миниатюры (сейчас это Алматинский колледж декоративно-прикладного искусства им. О. Тансыкбаева). После окончания училища уехала к себе в Кызылорду, затем в 1985 году вернулась поступать в Академию искусств им. Т. Жургенова, но не поступила и осталась в Алматы на киностудии “Казахфильм” в качестве художника анимации, где проработала почти 40 лет. Параллельно окончила, уже в 2000-х, КарГУ им. Е. Букетова, училась на иллюстратора.

В итоге отечественная анимация так затянула художницу Үмiт, что она всю жизнь занимается созданием качественного и разнообразного контента для детской аудитории. В этом году на кинофестивале в Японии мультфильм на казахском языке, созданный Үмiт вместе с дочерью Маржан Жубаныш, победил в категории “Лучшая анимация”. В 2016 году другой их совместный мультфильм, “Бәрінен де сен сұлу”, выиграл на фестивале короткометражного кино “Байконур”. Последний есть в свободном доступе на YouTube-канале Маржан, где набрал уже свыше 2,4 миллиона просмотров.

 

 

– В анимации я работаю с 1985 года и по сей день. Когда моя дочка отучилась на режиссера-аниматора в Академии искусств, мы решили заняться совместным творчеством. Параллельно я писала картины, расписывала миниатюры. В конце апреля этого года мы закончили 30-минутный мультипликационный фильм “Ищу наследника дома”. Он участвовал в кинофестивале “Tokyo Film Awards” в Японии и завоевал золотую медаль. Этот мультфильм мы делали 4,5 года на свои средства, сложные анимационные сцены заказывали нашему другу-мультипликатору. Думаю, что осенью, когда сделаем персональную выставку, одновременно проведем и презентацию мультфильма.

 

Форма и содержание

Тыквенное творчество Үмiт вызывает интерес у всякого, кто с ним соприкасался. Остаться равнодушным здесь нет ни единого шанса. Сами “картины” очень необычно выглядят, а воспроизведенные истории из жизни казахского аула выполнены мастеровито, талантливо, и чувствуется, что автор буквально вложил в них частичку своей души.

– С тыквами я работаю с 1982 года и по сей день их расписываю с удовольствием. Тыквы привожу из Кызылорды, раньше их выращивали мои сестры. Смотрю, выбираю по форме, затем сушу, чищу – у меня есть своя технология. А потом расписываю маслом. Что интересно, масляная краска очень хорошо ложится на тыкву, смотрится на этой поверхности красиво – она матовая, неблестящая. Потом за счет формы тыквы композицию можно рассматривать вкруговую. Также для своих работ я придумала оригинальные подставки в виде различных животных. Сейчас вот есть задумка найти 3–4 огромных тыквы и сделать роспись.

 

Чтобы рисовать произведения искусства на тыкве, надо по-настоящему полюбить это растение! Кстати, тыква, которая выступает природным холстом для Үмiт, вовсе не та, которую мы используем для приготовления любимых мантов.

– Она несъедобная, из рода семейства тыквенных, ее научное название – лагенария, – поясняет автор. – Из них можно делать посуду, термос. Когда ее обработаешь, нальешь жидкость, она прекрасно держит высокую температуру. Раньше кочевники ее использовали в качестве термоса.

Үмiт вспоминает, как экспериментировала с красками – сначала рисовала акварелью, пробовала гуашь, и лишь затем остановилась на масляных. Все ее работы – в единственном экземпляре, сейчас в коллекции автора их уже более полусотни. Кстати, она всегда находит гармонию между формой овощного плода и изображением. Ведь некоторые лагенарии похожи на длинные изогнутые кабачки, но даже такие неформатные экземпляры Үмiт гениально расписывает.

Немного эротики

Художница использует и классические поверхности для живописи – картон, бумагу, холст, пробовала рисовать и на коже. Ее миниатюры – о жизни родного края. В основном она передает свои детские воспоминания, истории, которые происходили с ней и ее родными, а также жизнь обычных людей, их быт, традиции и т. д. Есть также тыквенная серия, посвященная казахским акынам. Невооруженным глазом видно, что работа невероятно трудоемкая, и, действительно, художница говорит, что ей приходится использовать кисточки для рисования № 0 и № 1, то есть самые тонкие. Үмiт также создает сувенирную продукцию на основе своего творчества, планирует выпустить комиксы, а также рисует, используя определение некоторых зрителей, казахскую эротику.

 

– Давно когда-то делала нечто подобное, еще в 90-х, потом забросила, недавно снова возобновила. Само собой получилось сразу написать 12–13 картин, но это от настроения зависит. Хотя, считаю, это не совсем эротика, ведь герои у меня – нераздетые! Сейчас модны однополые браки, а для меня девушка и парень – это невозможно красиво! Вдохновлялась молодыми и сделала такие композиции.

 

 

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи