Опубликовано: 11900

Хотели как лучше, получилось как всегда: в Семее перезапустили работу общественного транспорта

Хотели как лучше, получилось как всегда: в Семее перезапустили работу общественного транспорта Фото - Алла БЕЛЯКИНА

Первый автобус проехал по единственному городскому маршруту Семипалатинска ровно 90 лет назад – в 1929 году. За почти вековую историю общественного транспорта вокруг этой темы не было такого ажиотажа, как в нынешнем году.

И хотя никто в городе не вспоминает о юбилее, введение новой системы работы общественного транспорта состоялось в лучших традициях анекдотического застолья. Юбиляра лихорадит, у гостей болит голова, пригласительных не хватает, а благостный сценарий тамады трещит по швам.

На грани коллапса

Напомним: больше года в Семее готовились к перезапуску работы общественного транспорта. В идеале в городе должны были появиться новые автобусы, запущена новая сеть маршрутов. По ним горожане должны были сверять часы и расплачиваться за проезд электронными карточками. Обещанный транспортный рай начался в сентябре грандиозной сумятицей, и город оказался на грани транспортного коллапса. В первый день новой системы на маршруты выехала лишь половина подвижного состава.

Для улучшения работы властями Семея был создан муниципальный автопарк “Semey bus”, в котором доля государства составляет 49 процентов. Однако автопарк внезапно столкнулся с нехваткой водителей, из-за чего немало свежекупленных автобусов осталось простаивать.

На линии действительно выехали новые машины, в которые в час пик не протолкнуться. Творения семейского автопрома покупали на местном автосборочном заводе. Они имеют в салоне многочисленные подъемы и ступени. Из-за этого треть сидячих мест оказалась недоступна для пассажиров преклонного возраста и инвалидов. Им не под силу взобраться на полуметровый помост с креслами. К тому же автобусов стало значительно меньше если раньше городские маршруты обслуживало 420 машин, то сегодня – чуть более 300.

Тариф для дискриминации

Три месяца ушло на то, чтобы утрясти главные беды новой системы пассажирских перевозок. В декабре должен был состояться переход на электронную оплату проезда. Как уверяли власти, это лучший вариант для всех – пассажирам не нужно возиться с мелочью, родителям нет нужды волноваться, что ребенок потратит на шалости деньги, и перевозчики лишатся возможности скрывать свои реальные доходы. А город сможет увидеть реальную картину затрат автопарков и их потребностей в субсидиях.

Но благостная картинка опять не сложилась. Во-первых, оказалось, что транспортных платежных карт недостаточно, как и валидаторов. Во-вторых, выяснилось, что электронные билеты вводятся только в автобусах муниципального автопарка, а в остальных – остается прежний наличный расчет. И главный неприятный сюрприз для пассажиров – введение дифференцированного тарифа. Это означает, что если ты запутался в принадлежности автобусов и попал в маршрут с электронной оплатой, но у тебя нет заветной платежной карточки, то цена проезда возрастает вдвое – с 80 до 160 тенге. В Семее часть горожан осталась без автобусов, водители – без работы, а автопарки – без водителей

Для пассажиров – это шок. В чем обещанный комфорт? И почему нужно платить в два раза больше, если нет карты?

Руководству города пришлось приостановить введение электронной оплаты.

– Согласен, что большинство из тех вопросов, которые волнуют горожан, имеют под собой определенные основания. Один из них – нехватка транспортных карт. На сегодня реализовано порядка 40 тысяч карт. Конечно, для нашего города это мало. Второй, и тоже очень важный вопрос, недостаточная информированность населения, особенно среди его наиболее уязвимой части – пенсионеров. Здесь наши службы тоже недорабатывают. И третий момент – недостаточная готовность самих автобусных парков, – признал наличие проблем аким Семея Ермак САЛИМОВ. – Я решил, что ввод системы электронного билетирования должен быть поэтапным. Мы запустим его параллельно с существующей наличной системой оплаты.

Вы сможете выбирать: оплатить проезд электронным способом или наличными – без разницы в сумме оплаты.

И только после того, как мы будем уверены, что к внедрению электронной системы готовы все пассажиры, введем дифференцированный тариф, – заявил градоначальник.

Бежать впереди автобуса

Между тем выяснилось, что власти готовились ввести дифференцированный тариф в нарушение закона. Решение о введении новых цен должно пройти ряд утверждений в различных инстанциях, а эта процедура до сих пор не завершена. И получается, в Семее решили, что тариф будет бежать впереди автобуса.

– Для того чтобы ввести дифференцированный тариф оплаты проезда, необходимо местному исполнительному органу принять соответствующее постановление. В настоящее время проект постановления акимата “Об установлении дифференцированного тарифа на маршруты регулярных городских автомобильных перевозок пассажиров и багажа в городе Семее” пока только готовится, – пояснила заведующая сектором городского отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог Назым ЖАМБОЛАТОВА. – После того как постановление будет принято, его направят на регистрацию в департамент юстиции. В силу оно вступит со дня государственной регистрации и будет введено по истечении 10 календарных дней после его первого официального опубликования.

Ну а пока от затянувшейся неразберихи страдают пассажиры, которым впору требовать от валидатора в довесок к билету еще и бонусную таблетку валидола. Зато такой юбилей общественного транспорта запомнится на долгие годы.

СЕМЕЙ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи