Опубликовано: 1500

Хлопковые страдания

В Южном Казахстане значительно сокращены посевы хлопчатника. Некогда главная стратегическая культура южно-казахстанских крестьян ныне становится убыточной.

Несбывающиеся перспективы

Еще три-четыре года назад хлопководство в Южном Казахстане рассматривалось не только как главная сельскохозяйственная отрасль области, ему отводилась роль локомотива текстильного производства и экономики как в регионе так и в целом по стране. В созданной под Шымкентом специализированной экономической зоне “Онтустик” крупнейшие канадские, турецкие, итальянские фирмы практически официально заявляли о начале реализации своих инвестиционных проектов стоимостью в сотни миллионов евро. Презентацию этих планов в СЭЗ “Онтустик” неоднократно в течение 2004–2006 годов проводили сменяющиеся вице-министры и премьеры страны. Увы, планам этим если и суждено осуществиться, то лишь в самом отдаленном будущем.

Примечательно, что перспективы хлопкового кластера уже не вызывают вдохновения даже у одноименной социальной предпринимательской корпорации “Онтустик”, которая, по идее, создана именно для реализации стратегических проектов в регионе.

Завод-то построили красивый…

А где отдача?

В 2006 году в Мактааральском районе был выстроен крупнейший государственный завод по переработке хлопка-сырца. До последнего времени скупкой хлопка-сырца в ЮКО занимались несколько частных хлопковых компаний, имевших свои перерабатывающие заводы. Тысячи южноказахстанских крестьян, выращивавших хлопок, не могли каждый индивидуально импортировать свой урожай в 10–20 тонн сырца на международном рынке. Они могли продавать его только казахстанским хлопковым компаниям, которые занимались торгово-импортными операциями.

В результате частные хлопкозаводы практически диктовали закупочные цены для крестьян. Им было выгоднее покупать сырец как можно дешевле. Более того, существующая до сих пор практика закупа напоминает, скорее, откровенный грабеж крестьян – частные заводы и крупные хлопкоперерабатывающие корпорации вовсе не спешат оплачивать хлопок даже по минимальным ценам. Множество крестьянских хозяйств ожидают расчета за свой урожай до полугода и более!

Именно эту практику должен был разрушить государственный завод, где все торгово-закупочные операции с крестьянами выполняются в рамках закона с полным пакетом юридических обязательств сторон. Но, увы, завод, построенный три года назад, до сих пор еще не вышел на свою проектную мощность. В прошлом году его мощность едва достигала 6 тысяч тонн (в десять раз меньше, чем запроектировано!).

Между тем в Мактааральском районе производится порядка 200–220 тысяч тонн хлопка-сырца. В случае если бы госзавод обеспечил закуп у крестьян 60 тысяч тонн хлопка, то за остальную часть урожая уже началась бы реальная конкурентная борьба между частными хлопкозаводами. Но опять-таки такая ситуация остается лишь теорией.

Ужесточается борьба за каждый кубометр воды

Однако главным камнем преткновения для хлопкоробов стала вода, вернее, ее отсутствие. Нарастающий водный кризис в Центрально-Азиатском регионе усугублялся наступающим природным периодом многолетней засухи. Уже с прошлого года и Министерство сельского хозяйства, и комитет по водным ресурсам Республики Казахстан начали активно убеждать крестьян сокращать посевы влаголюбивого хлопка, переходя на более засухоустойчивые культуры, максимально используя водосберегающие технологии орошения. К тому времени южноказахстанские крестьяне могли уже на собственном горьком опыте убедиться, что значит дефицит поливной воды. По сравнению, скажем, с июлем 2005 года (поливной период для хлопка в основном проводится в июле – августе) к лету 2008 года объем воды, поступающей на казахстанские хлопковые поля, сократился в 3–4 раза!

В этом году ситуация с водоснабжением также не сулит улучшений. Запасы воды в Токтогульском водохранилище (Киргизия) не вышли даже на уровень прошлогодних показателей. Водные ресурсы Нарын-Сырдарьинского гидробассейна кроме казахстанцев используют также земледельцы Киргизии, Таджикистана, Узбекистана. И этим летом борьба за каждый кубометр воды между заинтересованными сторонами еще более ужесточается.

Белое золото теперь не в цене

Пренебрегать такой опасностью, как водный дефицит, крестьяне просто не могут, и уже с прошлого года, впервые в практике казахстанских хлопкоробов, посевы белого золота начали сокращать. Ряд хозяйств вообще отказался от хлопка, перейдя на бахчевые, зерновые, плодово-овощные культуры.

Дождливая весна также внесла коррективы в планы хлопкоробов. Из-за обильных дождей и непогоды нынешний сев хлопка начался гораздо позже обычного. На 15 тысячах гектаров хлопковых полей пришлось делать пересев культуры, так как высаженные ранее семена во время ливней просто сгнили на корню.

По данным хлопковой продкорпорации, в прошлом году в мире остались невостребованными порядка 27 миллионов тонн хлопка урожая 2008 года. Не смогли реализовать полностью свой урожай такие крупнейшие производители хлопка, как Китай, Индия, Узбекистан. Из-за начавшегося кризиса, охватившего в том числе и отрасли текстильного производства, общемировая потребность в хлопке-сырце снизилась в три раза!

В Казахстане в этом году общая площадь хлопкового клина сократилась почти на треть. Но все равно около 140 тысяч гектаров отводится под хлопок. Парадоксально, но свои экономические перспективы казахстанские крестьяне не в последнюю очередь связывают… именно с мировым кризисом. Наши хлопкоробы, привыкшие к лишениям и невзгодам, надеются, что имеют реальный шанс выиграть конкурентную борьбу как раз в кризисные времена.

Данил Шемратов, Шымкент

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи