Опубликовано: 2400

Хитрости дорожного ремонта

Хитрости дорожного ремонта

При нынешней системе тендеров подрядчики обречены на некачественную работу.

С приходом весны в Таразе проявились старые проблемы – разбитые напрочь дороги. Что говорить об окраинах, если ямы и колдобины уже второй месяц красуются в самом центре города, рядом с центральной площадью – на пересечении улиц Казыбек би и Айтиева?

Самое интересное, что недавно на этом участке дороги проводился ремонт. В таком же состоянии – десятки других улиц, где также латали дыры.

Получается, деньги, ежегодно выделяемые государством на благоустройство города, вылетают в трубу.

Впрочем, почему в трубу? Ведь компании, которые выигрывают тендер и осуществляют дорожный ремонт, остаются в плюсе...

Бахтияр К., прораб одной из строительных компаний, которой недавно предъявили претензии по качеству выполненного ремонта, объяснил нам, в чем, по его мнению, проблема:

– Дело в организации конкурсов на проведение ремонтных работ, – считает он. – Когда объявляется конкурс, заказчиком сразу указывается сумма, за которую нужно осуществить ремонт. Конкурсантам желательно указать меньший объем средств на выполнение заказа – это имеет определяющее значение при выявлении победителя. Допустим, компания выразила готовность выполнить заказ за 18 миллионов тенге, хотя акимат готов был выделить 20 миллионов тенге. Предложение членам конкурсной комиссии может показаться сомнительным – ведь изначально объявлялись вполне реальные расчеты, произведенные государственными специалистами. Но комиссия обязана отдавать предпочтение тем, кто предложил более низкую цену! Иначе могут возникнуть подозрения в “неправомерном предпочтении”. Мол, проигнорировали возможность сэкономить бюджетные деньги…

Хитрости и “халтура”

По словам нашего собеседника, получается, что компании ставят низкую цену, чтобы выиграть тендер. А потом, когда дело доходит до ремонта, приходится изворачиваться и хитрить.

– Фирма обречена на закуп дешевых некачественных материалов, уменьшение заработной платы рабочим, на другие хитрости при проведении работ, – продолжает Бахтияр.

Какие именно “другие хитрости”, недавно выявила проверка городской прокуратуры. Так, одна из компаний, выполнявшая ремонт на улице Новостройка областного центра, недоремонтировала участок дороги длиной в 10 метров, а толщина дорожного покрытия местами была на 2 сантиметра меньше, нежели указано в акте приемки. Только за счет этого компания сэкономила более 1 миллиона тенге…

– Такая же картина может выявиться на многих других участках, если и там провести экспертизу, – считает Бахтияр. – При подаче заявки на тендер составляется подробная смета работ. Туда можно заложить цену стройматериалов, зарплату рабочим, транспортные расходы и даже аренду строительной техники. Но не включишь отдельной строкой “прибыль компании” или “вознаграждение за услуги”! А зачем частной фирме выигрывать тендер, если не ради итоговой выгоды?

Обречены на... воровство?

Получается, что конкурсы по госзакупкам проводятся с учетом того, что часть средств все равно не дойдет до конечной цели. Ведь у подрядчиков обязательно будут “непредвиденные расходы” – даже процедура подготовки к тендеру требует определенных расходов при формировании пакета документации. А еще власти, как правило, надеются на спонсорскую деятельность строительных фирм в рамках так называемого социального партнерства. Все это не прописывается в смете расходов, и по бумагам компании работают себе в убыток.

– Может быть, следует каким-нибудь образом разрешить компаниям официально вписывать в смету расходов статьи “благотворительность” и “прибыль”? – рассуждает Бахтияр. – По крайней мере, так будет честнее...

Ну а пока жители Тараза по-прежнему ездят по разбитым дорогам, на которых подрядчики экономят миллионы тенге.

Кстати, вот еще вопрос: несут ли чиновники, которые по долгу службы обязаны контролировать качество работ, какую-либо ответственность? Конечно! К примеру, госслужащий, подписавший акт приемки по ремонту дорог на улице Новостройка, получил от руководства... выговор.

[X]