Опубликовано: 1699

Хамство – вежливость рабов

“Убила бы ее!” – процедила сквозь зубы моя соседка на… концерте симфонического оркестра. И эта фраза вызвала видимое одобрение других зрителей, согласно закивавших головами. Гнев их был адресован даме, у которой громко звонил мобильник. Вроде и по делу все возмутились, но так, что, как говорится, осадок остался…

Из павлодарского автопарка уволили кондуктора, сказавшую пассажирке – мол, с вашими внешними данными лучше бы дома сидеть. А не так давно насиженное место оставил чиновник республиканского уровня – за то, что нахамил стюардессе. И, в общем, каждый из нас может привести кучу примеров подобной необходительности.

Весьма примечательный, на мой взгляд, случай рассказал недавно приезжавший в наш город авторитетный кардиохирург Юрий Пя. Он оперировал парня, которого хватил сердечный приступ в автобусе, когда ему грубо наступили на только что начищенные ботинки. Оказалось, множество людей попадает на операционный стол после скандала в магазинной очереди...

Рассмотрим организацию сферы обслуживания, так сказать, с головы. Нужно признать, наши руководители все еще не осознали, что вежливость – это самое настоящее вложение капитала. Инвестирование в обучение персонала обязательно даст плоды. Ну разве мы пойдем во второй раз в ресторан, где официант был неделикатен? Да ни за что моя нога не переступит порог супермаркета, где охранник вел себя, как дикарь. Признайтесь, что и вы отказывались от услуг таксопарков, водители которых курят за рулем и врубают на всю громкость песенки про тюремную жизнь!

В ряде организаций западных стран уже давно есть специалисты по сглаживанию конфликтных ситуаций. Причем как в отношениях по горизонтали, так и по вертикали. В нашем же обществе старый советский принцип “Я – начальник, ты – дурак” цветет буйным цветом. Даже в тех организациях , которые и не подходят под старую “солдафонскую” систему построения общения, шефы, не стесняясь потерять лицо, опускаются до уровня плебеев, этаких “хамо советикус”. Может, потому, что подчиненные привычно и безропотно терпят?

Неискоренима в большинстве из нас (и автор этих строк, безусловно, не исключение) дурная манера самозащиты – когда лучше прослыть неучтивым, чем самому зализывать раны. Быть терпимым гораздо сложнее. Древняя мудрость гласит: “Относитесь к людям так, как вы хотели бы, чтобы они относились к вам”. На постижение этой фразы и в целом умения быть тактичным у некоторых индивидуумов, к сожалению, уходит целая жизнь.

Приведу еще один пример из жизни – но очень нетипичный пример. Со своими еще маленькими детьми сидел недавно в кафе. И за соседним столиком двое парней истошно матерились. Убеждать их прекратить безобразие было бы бесполезно, и вполне вероятна “ответка”, но и пересаживаться не хотелось. Тогда я просто сказал им: “Слушайте, ребята, а если бы рядом сидели ваши мамы, вы бы стали нецензурно выражаться?”. И ребята… извинились. Тот, что постарше, к моему удивлению, обещал, что постарается всегда помнить о возможности подобной неловкой ситуации.

Ну вот, оказывается, еще не все потеряно!

Ризабек ИСАБЕКОВ

[X]