Опубликовано: 3900

Казахстанцы в небе Флориды

Казахстанцы в небе Флориды

Где учат азам мастерства казахстанских пилотов? Как выяснилось – в Америке! В нескольких милях от космодрома НАСА.

Нашему корреспонденту в американском городе Мельбурне будущие пилоты признались: очень скучают по семьям, друзьям и… казы.

Добраться до наших ребят было непросто – предстоял двадцатичасовой (!) перелет из Алматы в американский городок Мельбурн, штат Флорида.

Сам город расположен на “космическом побережье” и известен во всем мире своим Институтом технологий, при котором действует колледж пилотов. Американцы называют институт на русский манер – “кузницей кадров”. Учебное заведение основано для обучения будущих специалистов для космического центра имени Кеннеди. А это говорит о многом!

Кстати, со смотровой площадки института студенты и преподаватели нередко наблюдают потрясающую картину – запуск ракет с площадок НАСА (Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства США), всего в каких-то 40 милях!

Во время экскурсии по институту наш провожатый, студент Дениэль, рассказал немало любопытного. Так, например, моделирует учебный процесс компьютер – умным машинам здесь принято доверять. Преподавательский состав блещет звездными именами астронавтов, пилотов, математиков, инженеров, физиков. Студенты университета постоянно что-то изобретают – то машины, то компьютерные программы для самолетов. И даже ракеты! “Зацепил” нас памятник тамошним миллионерам, которые не пожалели денег на институт. Очень впечатлили выгравированные суммы пожертвований – совершенно далекие от космонавтики люди посчитали нужным внести свой вклад в обучение студентов!

В числе студентов, кстати, и наши казахстанские ребята. Мы, собственно, как раз и приехали посмотреть, как им здесь живется.

Пилотом стать готов один из десяти

Предвидим вопрос читателей: а каким ветром занесло казахстанцев во Флориду? Вообще-то, это целая история. Осенью прошлого года в казахстанской авиакомпании “Эйр Астана” стартовала программа первоначальной подготовки пилотов ab-initio, в которой мог принять участие любой казахстанец в возрасте от 18 до 29 лет. Конечной целью было подготовить для авиакомпании профессиональных пилотов.

Необходимость в этом назрела давно: не секрет, что авиационный рынок Казахстана испытывает острую нехватку кадров. Подготовка пилотов учебными заведениями стран СНГ в дальнейшем требует переучивания, так как пилоты не имеют возможности практиковаться на современных воздушных судах. А небо, как известно, не прощает ошибок!

Претендентов отбирали несколько месяцев. На второй и третий этапы из нескольких сотен прошли только 36 человек. Ну а успешно сдать сложные тесты – например, компьютеризированную оценку способностей (это когда в тренажере – кабине со штурвалом – кадету показывают целый набор упражнений, которые он потом должен правильно повторить), английский язык по стандартам Международной организации гражданской авиации – смогли лишь восемь. Недавно к уже освоившимся “за бугром” будущим пилотам присоединились еще семеро казахстанцев.

– По статистике, способность к обучению профессии пилота имеет всего один из десяти человек, – делится секретом глава процесса обучения, старший преподаватель по тренингам колледжа пилотов Тони КЕМБЕР. – В процессе обучения сразу видно, что человек обладает лидерскими качествами – такой в будущем непременно станет капитаном.

Если посылать – то далеко!

У казахстанских пилотов со стажем интересуюсь: а нужно ли было так далеко посылать будущих пилотов, платить за них баснословные деньги – 80 тысяч долларов за каждого кадета?

– Штат Флорида со времен мировой войны славится своей базой по подготовке пилотов, – объясняет пилот авиакомпании с 27-летним стажем Талгат БАКУБАЕВ. – Здесь готовят, как говорят американцы, универсалов. У колледжа есть свой аэродром, более пятидесяти двух- и одномоторных самолетов. У нас так невозможно научиться – базы нет.

А еще казахстанцы получают сразу несколько лицензий – по европейским и американским стандартам, и обучение “на круг” все равно выходит дешевле, чем в Европе. После дополнительного обучения на определенном типе самолета – “Боинге” или “Эйрбасе” – выпускники могут работать в любой авиакомпании мира. С казахстанским сертификатом все гораздо сложнее…

Конечно, мы поинтересовались, сколько времени уходит на то, чтобы научиться водить гигантский лайнер вроде того “горбатого” “Боинга-747-700”, на котором мы перелетели через океан. Как нам пояснили, сесть за штурвал самолета в качестве второго пилота можно уже через два года. На такой тяжелый самолет, как “Боинг-747-700”, в авиакомпаниях садят обычно опытных пилотов со стажем в несколько лет. А вот командиром надо родиться…

Девушки будут! Но позже

Рассказывая нам о казахстанских кадетах, преподаватели колледжа вспомнили такой забавный эпизод. По прибытии в кампус института наши студенты первым делом спросили: а есть ли в колледже девушки?

“Скоро будет и женская авиация”, – сообщил нам директор колледжа пилотов Майк ЭДЖЕФОР. И добавил: требования к девушкам-пилотам будут точно такие же, как к мужчинам.

Пропадет ли дисциплина? Майк Эджефор – оптимист, он говорит, что в университете девушки дисциплинируют парней.

Впрочем, с дисциплиной тут и так все в порядке. Как мы выяснили, среди казахстанских кадетов в основном те, кто мечтал об этой профессии с детства.

– Сколько себя помню – всегда хотел быть летчиком. Но после школы поступил в институт иностранных языков, семь лет работал переводчиком с английского, – рассказывает историю своего появления во Флориде 28-летний Алексей КАРТЕЧЕВ из Караганды.– Параллельно выучился на пилота-любителя. Когда узнал о конкурсе в школу пилотов, каждый день отправлял свое резюме, и вот я здесь, летаю!

Пока Алексей был в Америке, у него родился ребенок, которого молодой папа видел пока только на фотографиях…

Дмитрий ПЕТИН из Астаны – потомственный пилот, в авиации у него дед, отец. Тимур ТУРГАМБАЕВ окончил университет в США и работал на нефтяной вышке, а потом все бросил и отправился учиться на пилота. Самый старший из наших пилотов – Бердыхан АГМУРОВ – уже управлял самолетами, но только не в небе, а на земле – работал авиадиспетчером больше десяти лет. Но всегда мечтал о самостоятельных полетах.

Директор колледжа Майк Эджефор казахстанцев отлично понимает. Он родился в маленьком городке Ирландии, через дорогу от дома находился аэропорт, так что любовь к самолетам была с детства. В 18 лет получил лицензию частного пилота, потом выучился на инженера гражданской авиации. Работал пилотом в Ирландии, обучался в Великобритании, США, создал учебный центр по подготовке пилотов в Ирландии. А после судьба занесла его в Штаты…

Казы до Америки не долетели

В перерыве за чашкой кофе мы болтаем со студентами о житье-бытье. Будущие пилоты рассказывают: живут с кадетами из других стран в обустроенных уютных кампусах. В колледже придерживаются мнения – быт не должен отвлекать от учебы. За ними присматривают секьюрити. Питаются кадеты в студенческом кафе, но часто и сами готовят.

– Недавно у Романа Сулейманова день рождения был, готовили баурсаки, – рассказывает Шакен ЛАТИПБАЕВ. – Угощали соседей-ирландцев, им понравилось. А вообще казы очень хочется…

Бердыхан Агмуров вспомнил, как по дороге в США кадеты прихватили с собой аппетитные круги конины. Да только дальше немецкого аэропорта вывезти наш местный деликатес им не разрешили. Пришлось срочно съедать гостинцы на глазах у изумленных пассажиров.

Теперь вспоминают об этом с юмором. И нотками ностальгии...

Елена КОЭМЕЦ (фото автора), Алматы – Мельбурн, штат Флорида, США

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи