Опубликовано: 2900

Казахстанцы увлеклись гаджетами, макаронами и спиртным

Казахстанцы увлеклись гаджетами, макаронами и спиртным

Вчера в Алматы представители двух крупных торговых компаний удивляли журналистов цифрами и предпочтениями казахстанцев.

Если говорить обобщенно, то потребители стали больше налегать на макароны, молочку, крупы и крепкие напитки. Увлеклись гаджетами. Да так, что переплюнули Украину и Россию.

Вначале о хлебе насущном. Спрос на молочку, бакалейные изделия (крупы, макароны) растет. На сладости, кондитерские изделия катастрофически падает. По словам коммерческого директора торговой компании Натальи МАРХИЕВОЙ, 2017 год был немного легче, чем 2016-й, но бюджет потребителя уменьшается, что видно по корзине и среднему чеку. Корзина потребителя снизилась более чем на 5 процентов:

– Растут товары, необходимые каждый день – молоко, бакалея, а также чистящие, моющие средства, за счет промоакций. Конфеты, кондитерские падают, и этот тренд сохраняется несколько месяцев. Около 7 процентов было падение в декабре.

На День всех влюбленных и 8 Марта казахстанцы больше покупают игристых вин. Но лидером продаж по-прежнему остаются крепкие спиртные напитки.

На этом фоне с трудом поддается логическому объяснению спрос на гаджеты: общий рынок электроники, бытовой техники в нашей стране составляет 650 миллиардов тенге в год. Рост в тенге за 2017 год составил 30 процентов.

По данным одной из ритейлинговых сетей, тренды ушедшего года таковы. Казахстанцы стали покупать больше телевизоров – рост на 28 процентов (впервые с 2013 года), холодильников, стиральных машин – на 35 процентов, смартфонов – на 44 процента.

Перед Новым годом самыми раскупаемыми оказались бытовые пылесосы, микроволновые печи, холодильники и стиралки. А вот в Женский день, 8 Марта, мужчины дарят своим возлюбленным – нет, не сковородки, а гаджеты, разные полезные вещи для кухни и здорового образа жизни.

Любопытно, что долгие годы хитом продаж оставались… электрические чайники. Здесь все логично: любят у нас пить чай.

– Когда я приехал в Казахстан, не мог понять, как можно покупать столько чайников? – говорит генеральный директор сети магазинов Питер СЕБЕСТЬЕН. – Я начал спрашивать – а кофе здесь кто-то пьет? Говорили, нет, чайник, пожалуйста. Сейчас третья позиция по продажам – кофемашины: молодое поколение подхватывает новые тренды, их вкусы, предпочтения диктуют позицию на рынке.

В РК появились первые покупки за биткоины. Скоро любую технику, электронику можно будет покупать в больших продуктовых магазинах, по крайней мере в крупных городах страны. А продукты питания – в кредит.

Сегодня по отдельным категориям товаров процент кредитования доходит до 80 процентов. Какой процент из них невозвратный – это уже вопрос банкам. И проблемные кредиты – отдельная тема для разговора.

Ажиотаж спроса на технику представители торговой сети объясняют “устаканившимся” курсом тенге, разными промоакциями и возможностью покупки в кредит. Психологи, с которыми мы общались на эту тему, говорят: это особенность восточного менталитета, когда хочется все лучшее, даже если это покупается на последние деньги или они берутся взаймы у друзей. Проще говоря, понты. Как пошутили кавээнщики, казах без понтов – это беспонтовый казах.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи