Опубликовано: 140

Казахский язык – бездонный, его надо не просто учить, его надо познавать

Казахский язык – бездонный, его надо не просто учить, его надо познавать

Когда люди спорят о казахском языке, как правильно или быстро его выучить, я обязательно вставляю свои пять копеек: “Казахский язык – бездонный, его надо не просто учить, его надо познавать!”.

А познавая, обязательно полюбишь и будешь каждый день восхищаться чем-то новым.

Вот, например, казахские имена. Никто не знает, сколько их существует, и словарь казахских имен – это вечно недописанная книга. Ибо есть среди казахских традиций – создавать имена для своих детей. Вот, например, знали ли вы, что существует женское имя Аккарагозайымсулу? Думаю, нет, потому что оно, как говорится, пока в единственном экземпляре. Так назвали свою дочку родители из Кызылорды, долго совещавшиеся с родственниками, какое малышке выбрать имя. В конце концов сложили красивое имя, исходя из всех пожеланий.

Или еще один кызылординский парнишка по имени Бенладан. Замечательно приятный и веселый юноша, родители которого тоже придумали имя сами. И никаких, пожалуйста, аналогий с историческим персонажем Бен Ладеном, в нашем случае главная часть имени “ладан” – вещество с приятным умиротворяющим запахом.

А лет 20 назад в дальней командировке я встретила человека по имени Компот. Примерно в 500 километрах от Кызылорды поздней осенью застряла моя машина в полупустынной местности в вязкой грязи на проселочной дороге. Ходить вокруг нее и вздыхать было бесполезно. Да и слезами горю не поможешь. Оставалось ждать, когда появится на горизонте кто-нибудь из местных автомобилистов, и уговаривать помочь вызволить авто из плена. Уверенности в том, что кто-то согласится, не было. До ближайшего человеческого жилья было километров 40 – да и кому надо копаться в грязи?

Но произошло, наверное, чудо. Из степи в буквальном смысле слова, так как за ближайшими барханами не было никакой дороги, вылез старенький джип. Водитель его мимо меня не проехал, остановился и скомандовал своим пассажирам немедленно выйти из машины. И, даже не спрашивая о том, что случилось и куда я путь держу, четверо мужчин в полной охотничьей экипировке, с шутками и прибаутками, измазавшись как черти в грязи, вытолкнули моего "железного коня" на сушу.

– Спасибо, – от восторга и растерянности я смущалась жутко.

– Компота благодари, он, убей, не дал бы вам здесь пропасть!

Вот так я узнала о человеке по имени Компот, широкой души, щедром на позитив мужчине, добрую судьбу которого предопределил его дед.
А дед у него был из тех людей, что верят в приметы. Серьезный человек, полевод, истоптавший в кирзовых сапогах тысячи гектаров рисовых полей, он тем не менее был твердо уверен в том, что, если встать не с той ноги, – удачи не будет. Поэтому с кровати по утрам слезал степенно, нарочито ставя на пол сначала ногу правую, потом уже – левую. А уж когда у его старшего сына после шести дочерей родился мальчик, старик принялся по старинному обычаю выбирать имя со смыслом. «Казахстан, Лидер, Рианна…» – с какими необычными именами живут люди в нашей стране

Как наши предки выбирали имена младенцам? Мальчика, которого хотели вырастить воином, называли, к примеру, Арланом – волком. Девочку, родившуюся вместо долгожданного мальчика-наследника, могли запросто назвать Улболсын. Это имя-пожелание. Пусть, мол, после этой крохи появится у ее матери еще и сын. А вот тот самый дед, сам, кстати, с редчайшим казахским именем Абылуйген, для внука выбирал такое имечко, чтобы у того была сладкая жизнь.

– Хочу, – говорил аксакал, – чтобы внучок всегда, как шутил на фронте мой товарищ из города Курска, как сыр в масле катался. А по-казахски говорят: “Чтобы его губы всю жизнь были в меду”.

Жена Абылуйгена, простецкая женщина Загира, предложила:

– Вы бы назвали мальчика Кампит – конфетка.

– Уж лучше тогда Компот, – просиял старик! – Сладкий, душистый. Не ел я из сластей ничего вкуснее компота. Того, абрикосового, что в сельпо в жестяных банках продают.

Сын и невестка перечить Абылуйгену не стали. Тот был суров и слов своих не менял никогда. Вот только мать мальчика, получив в сельсовете метрику ребенка, тихо спрятала ее в сундук и отдала сыну лишь тогда, когда пришла ему пора получать паспорт.

Компота семья баловала. В детстве он только и слышал “наш сладенький”, “абрикосовый ты наш”, “жизнь твоя будет сладкой-сладкой”. И пацан рос веселым, добрым затейником. Мастерил скворечники, пускал в ручье кораблики, запускал в небо воздушных змеев. Родне своей огорчений не доставлял.

А иначе и быть не могло. Как корабль назовешь, так он и поплывет. И в армии Компот отслужил, и профессии тракториста и комбайнера приобрел. Что интересно, на тех полях, что вспахивал Компот, всегда росли отменные люцерна и кукуруза, а уж урожай риса парню удавалось убрать осенью с участков, вверенных ему, весь до зернышка еще до дождей. Агроном по нему погоду сверял, так и говорил, мол, поспевайте, земляки, в уборке урожая за Компотом. Как он свой участок закончит, так дождь накрапывать начнет.

Секрет своей матери, тот, что крылся в метрике, мужчина хранил до самой женитьбы. Женщина записала сына не Компотом, а Камбаром, справедливо полагая, что ни одна девушка не захочет, чтобы дети ее носили отчество Компотович.

Так и получилось. Подруга Компота долго отказывалась идти за него замуж именно из-за имени, считая его уж слишком веселым. Тогда парень привел ее за руку к маме, и та достала из сундука документы сына. В том числе и паспорт, который Компот тоже получил втихаря от деда. Вопрос со свадьбой был решен.

– А не хотели вы Камбаром при всем народе называться? – спросила я Компота.

– Да ты что, дух счастливой сладкой жизни утек бы моментально! – отмахнулся он.

– И, что, сладкими были все ваши годы?

– Конечно! В ауле столько дел, в семье всё хорошо, дети выросли, внуков нарожали. Это тебе не сладкая жизнь? Счастье – оно же вот, в руках. Если руки не крюки.

И, правда, много ли для счастья надо? Несбыточные цели и корысть делают нас несчастными. А Компот смотрит благодаря своему имени, в которое верит, на мир, как на чудо. Весна пришла – красиво. Корова отелилась – замечательно. Рыбалка удалась – прекрасно. Внук пятерку в дневнике пришел показать – здорово. Трактор надо ремонтировать – тоже ничего. С железом возиться во дворе в теплый день – одна забава.
А угадайте, как зовут Компотовичей? Дочку – Балым (медовая), сына – Таттибек (сладенький). И у внуков Компота имена производные от слов “мед”, “медовый”. Балшырын, Балнур, Балжигит, Балжан, Балмурат. И у всех у них, без сомнения, сладкая счастливая жизнь. Ибо как ты лодку назовешь…

КЫЗЫЛОРДА

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи