Опубликовано: 1300

“Каспийская пятерка” отработала на пять

“Каспийская пятерка” отработала на пять Фото - Владимир БАХУРЕВИЧ

Каким будет правовой статус Каспия? Вопрос, имеющий 20-летнюю историю, близок к решению. Об этом заявили министры иностранных дел стран “каспийской пятерки” по итогам совещания в Астане.

Для обсуждения спорных вопросов Конвенции о правовом статусе Каспийского моря в столицу Казахстана прибыли министры иностранных дел: Азербайджана – Эльмар МАМЕДЪЯРОВ, Ирана – Мохаммад Джавад ЗАРИФ, России – Сергей ЛАВРОВ и заместитель председателя кабмина – министр иностранных дел Туркменистана Рашид МЕРЕДОВ. Встреча подобного формата прошла в Казахстане впервые.

Стороны обсудили несогласованные положения проекта Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, в том числе методику установления исходных линий для определения внешних границ территориальных вод и рыболовных зон; право мирного прохода военных кораблей через территориальные воды; право на свободу транзита; право на прокладку подводных магистральных трубопроводов; создание органа прикаспийских государств для координации и надзора за деятельностью в Каспийском море.

Как подчеркнул глава МИДа Ирана Джавад Зариф, конвенция должна учитывать особое географическое положение стран для достижения справедливых для сторон результатов.

– Иран выступает за безопасность, использование моря в мирных целях, гарантию неиспользования военной силы в отношениях, отказ от гонки вооружений и другие аспекты. Мы исходим из того, что это те достаточные элементы, которые обеспечат мир и стабильность в регионе, – сказал Зариф.

На пресс-конференции по итогам СМИДа (Совет министров иностранных дел) глава внешнеполитического ведомства РК Ерлан ИДРИСОВ сообщил, что страны “каспийской пятерки” близки к принятию окончательного проекта конвенции о Каспии.

– Дополнительного технического изучения требуют вопросы прокладки коммуникаций по дну моря, навигации, транзита и определение методики разграничения дна. Речь идет об определенных технических аспектах методики, а не самого принципа. Принцип не подвергается сомнению, и в основу его заложены такие понятия, как равенство, справедливость, учет взаимной выгоды и интересов, – отметил глава МИД РК.

Следующая встреча экспертов пройдет в сентябре в Тегеране и в октябре – в Ашхабаде. После этого будет определено время проведения очередной встречи на уровне министров иностранных дел.

– Мы подтвердили сегодня на своем политическом уровне, что есть общий настрой и понимание выходить на подписание конвенции в Астане на саммите глав государств в следующем году, – заявил Ерлан Идрисов.

С казахстанским коллегой согласен и глава российского МИДа Сергей Лавров.

– Считаю абсолютно реалистичным подписание соответствующей конвенции в 2017 году. По итогам встречи в Астане мы продвинулись по целому ряду направлений. Кроме конвенции мы договорились ускорить взаимодействие по выполнению уже имеющихся секторальных соглашений. Действует соглашение по предупреждению и ликвидации ЧС, создаются механизмы реагирования на природные и техногенные катастрофы на Каспии. Обсуждается необходимость выполнения договоренностей о сохранении и рациональном использовании биоресурсов, в сфере безопасности и конкретные идеи по борьбе с браконьерством, – сказал Лавров.

Также российский дипломат подчеркнул, что стороны поддерживают необходимость разработки крупных секторальных соглашений в сфере торгово-экономического сотрудничества и транспорта, а также соглашения, которое позволит предотвращать инциденты с участием военных кораблей на Каспии.

– Меры доверия и транспарентности создают очень неплохой задел для дальнейшего продвижения оставшихся вопросов, – заключил глава российского МИДа.

Комментарий в тему

Продвигаемся upstream

Наталья АЛИЕВА, президент и главный редактор Caspian Energy International Media Group:

– Сегодня шансы достижения Конвенции по правовому статусу Каспия во время саммита в Астане очень высоки. Об этом свидетельствует ряд факторов. Во-первых, высокая интенсивность встреч на уровне специальных рабочих групп по разработке Конвенции по правовому статусу Каспия на уровне замминистров иностранных дел. За последние несколько месяцев такие встречи прошли в Ашхабаде, Баку и Москве. Ведутся переговоры и в рамках созданной в июне по инициативе Президента Казахстана межправительственной комиссии по разработке механизма моратория на вылов осетровых рыб в коммерческих целях в Каспийском море.

Во-вторых, наличие известных острых вопросов (проект прокладки транскаспийского газопровода, против чего, как известно, выступала Россия), наличие так называемых спорных месторождений, в основном в южной акватории Каспия, за последние 25 лет не помешали налаживанию стратегических двусторонних отношений между прикаспийскими странами – как во время действия международных санкций против ядерной программы Ирана, так и сегодня – в условиях сложной геополитической и экономической ситуации вокруг России. Это говорит о снижении остроты этих проблем для прикаспийских государств.

В-третьих, консенсусу способствует и ситуация на мировых рынках – низкая конъюнктура цен нефтяного рынка, стремление большинства прикаспийских стран к развитию ненефтяного сектора экономики, – которая подталкивает их к сотрудничеству на ближних региональных рынках. Так же, как и возможности выхода на новые рынки при помощи транспортных коммуникаций Китай – Казахстан – Туркменистан – Иран, а также строящегося коридора Север – Юг, железнодорожной магистрали Баку – Тбилиси – Карс – ЕС. Эти проекты, несомненно, будут способствовать усилению конкурентоспособности экономик вовлеченных в них государств.

Сегодня деятельность upstream в той или иной мере интенсивности ведется во всех пяти секторах Каспийского моря. При этом динамика, объем и интенсивность этой деятельности определяются каждым государством в соответствии с национальными приоритетами и ее роли в ВВП прикаспийских государств.

К примеру, исторически наиболее активно нефтегазовые разработки ведутся в азербайджанском секторе Каспия, наименее активные на данный момент времени – на иранском шельфе, поскольку геологически, географически основные месторождения Ирана сосредоточены в регионе Персидского залива и на суше в юго-западной части страны.

На сегодняшний день по дну Каспия уже проложены сотни километров промысловых подводных нефте- и газопроводов с эксплуатируемых офшорных месторождений. С 1949 года нефтегазовая деятельность ведется в азербайджанском секторе, с 2006 года – в туркменском, с 2010 года – в российском секторе, и в этом году в ноябре начнутся добыча и транспортировка углеводородов с известного морского месторождения Кашаган в Казахстане. И, безусловно, чем интенсивнее проводимые операции upstream, тем выше должны быть экологические стандарты и современнее технологии, применяемые при разведочном бурении и последующей эксплуатации месторождений. Учитывая геологически сложные особенности каспийских месторождений и перспективных структур – глубоководье, аномально высокое пластовое давление юго-западной части, наличие в составе нефти агрессивных для окружающей среды сероводорода и меркаптанов, специфическое мелководье в северной части Каспия, вопрос привлечения иностранных инвестиций и современных технологий становится еще более актуальным.

Поэтому прорыв в решении многолетнего вопроса статуса Каспия позволит значительно улучшить инвестиционный климат ведения нефтегазовой деятельности на Каспии и привлечь высокие технологии.

АСТАНА

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи