Опубликовано: 2700

“Карманные вышибалы” должны уйти в прошлое: что ждет коллекторов в Казахстане

“Карманные вышибалы” должны уйти в прошлое: что ждет коллекторов в Казахстане

Когда речь заходит о коллекторах, эмоциональные граждане наверняка представляют амбалов с битой или прочей атрибутикой лихих 90-х.

И хотя времена давно поменялись, коллекторы не так кровожадны, но проблемы все-таки есть.
Поэтому законопроект о коллекторской деятельности находится в центре повышенного общественного внимания. А участие Нацбанка в роли разработчика, а в будущем и главного регулятора обещает наконец сделать коллекторскую деятельность легальной и цивилизованной.

Синдром хронического должника

Будем честными, у нас в стране за последние годы развился настоящий синдром хронических должников. И как результат этого на рынке появилось большое количество тех, кто предлагает решить вопрос, называя себя коллекторами.

В Казахстане зарегистрировано 205 юридических лиц, занимающихся взысканием задолженности, с 59 из которых банками заключены прямые договоры о взыскании. При этом широко распространена практика субколлекторства, что позволяет вовлекать в процесс взыскания задолженности более 100 организаций.

Количество должников в стране растет, и многие из них лично столкнулись с коллекторами, так как их дела по задолженностям были переданы в эти структуры. Каждый из проблемных заемщиков может рассказать свою историю, далеко не всегда приятную. А сколько было судов? Сколько людей лишились имущества? Вопрос о том, что необходим закон, четко регулирующий деятельность по взысканию долгов, встал ребром. Работа закипела.

– Идет очень бурное обсуждение этого законопроекта. И оно выходит на финишную прямую, – рассказал нам адвокат и член рабочей группы по законопроекту Ержан СИЮБАЕВ. – Этот законопроект важен не только для банков, финансовых учреждений, но и в первую очередь для самих заемщиков. Еще недавно никто не мог четко ответить на вопрос, а кто такие коллекторы и чем они должны и не должны заниматься. Нацбанк активизировал работу, и если законопроект примут, то он кардинально изменит ситуацию в той части коллекторского рынка, которая до сих пор остается теневой. Очень важно, что в этой сфере появится регулятор. В России, например, регулятором выступают минюст и его органы. В нашем случае выступать регулятором будет Нацбанк, и я считаю, это правильный выбор. Теперь предусматривается ответственность за нарушение закона, заемщики вправе будут писать регулятору. Нарушений в коллекторской деятельности много. Конечно, у нас таких вопиющих фактов, как в России, где ставят утюги, не было. В основном на заемщиков идет психологическое давление. Теперь же в законопроекте прописано, что коллекторы не только должны принимать меры по взыскиванию долгов, но и предлагать возможности урегулирования, отсрочку, реабилитацию займа. Работа переходит в цивилизованную плоскость и правовое поле.

Мы решили узнать более подробно об особенностях проекта закона “О коллекторской деятельности”.

Продажа долгов и потеря прав

На сегодня ситуация на рынке коллекторских услуг довольно сложная – это признают как независимые эксперты, так и представители общественных объединений. При уступке прав заемщики банков теряют защиту, которой обладали, находясь в поле регулирования уполномоченного органа. Заемщики теряют статус потребителя финансовых услуг. Сегодня на рынке отсутствуют правовые основы деятельности организаций, взыскивающих долги, и уполномоченный контролирующий орган. Это создает условия для непрозрачной деятельности коллекторов и не исключает принятия противозаконных и неэтичных методов взыскивания задолженности. Также существует риск принуждения должников заключать новые договоры займа либо дополнительные соглашения на новых, заведомо невыгодных условиях. И таких примеров много. С введением закона в силу передача долга возможна будет только в отношении лица, выразившего на это письменное согласие.

Зачем нужен регулятор?

Как отмечает Ержан Сиюбаев, ключевой момент законопроекта – то, что появится регулятор коллекторской деятельности. Им будет Нацбанк. Коллекторские компании будут обязаны вставать на учет как ТОО. Будет создан единый реестр всех коллекторов, и каждый, кто хочет работать в этой сфере, должен будет пройти регистрацию. Проверять претендентов будет Нацбанк. И там все будет строго.

Кроме того, регулятор наделяется полномочиями наказывать коллекторов за нарушения в их деятельности с помощью ограниченных мер и санкций. Также вводится уголовная ответственность за незаконную коллекторскую деятельность сроком до трех лет. Хороший пунктик такой – “для первого руководителя”, то есть разрулить ситуацию за счет замов и прочих специальных лиц не удастся.

Радует четкость определения термина “коллекторское агентство”. Согласно законопроекту, оно будет правомочно осуществлять взыскание задолженности по банковским займам и микрокредитам. Но при этом оно не признается финансовой организацией и неправомочно предоставлять финансовые услуги, в том числе осуществлять кредитование населения.

Еще один острый вопрос – это проверка потенциальных коллекторских агентств на отсутствие аффилированности к самому кредитору. “Карманные вышибалы” должны уйти в прошлое. Эту проблему правозащитники поднимали долгие годы.

Никаких ночных звонков и угроз

Ну а теперь подробно рассмотрим ту часть законопроекта, которая касается полномочий коллекторских агентств. Историй о том, как на заемщика оказывалось психологическое давление, много. Как же решает этот вопрос законопроект?

Был разработан конкретный перечень недобросовестных действий, запрещенных к применению при взаимодействии коллектора с должником.

Теперь коллекторское агентство обязано фиксировать процесс взаимодействия с должником с помощью средств аудио- и видеотехники.

Был четко определен период времени, в течение которого коллекторское агентство вправе взаимодействовать с должником, а именно: с 8.00 до 21.00 в будние дни и в период с 11.00 до 17.00 в выходные. При этом взаимодействие допускается не более одного раза в сутки при личном контакте и не более трех раз посредством телефонных переговоров. Должник сам определяет время взаимодействия в рамках указанного периода при обращении в коллекторское агентство.

Широкая практика названивать родственникам, друзьям, коллегам по работе и попытка давить на должника через них тоже обещает уйти в прошлое. В законопроекте предусматривается понятие “тайна коллекторской деятельности”, которое включает сведения о заемщике, размере его долга, кредиторе и иные сведения, связанные с задолженностью. Коллекторское агентство теперь гарантирует тайну коллекторской деятельности. Соответственно любые сведения о задолженности не могут быть раскрыты ни работодателю, ни родственнику без согласия должника.

Разгрузить суды

Сегодня вопрос должников решается в судебном порядке, а учитывая вал обращений, объемы работы колоссальные. Другой нюанс, на который часто жаловались должники, что в судах частенько принимают решения в пользу кредиторов. Поэтому вопрос о необходимости создания института досудебного урегулирования задолженности уже назрел и перезрел, считают юристы и адвокаты.

Для неплатежеспособного заемщика решение дела в суде сопряжено с увеличением суммы его задолженности на сумму государственной пошлины, посчитайте сюда же комиссию частного судебного исполнителя, операционные затраты кредитора по взысканию. При таком раскладе должник еще больше провалится в долговую яму. Теперь же в обязанности коллекторских агентств будет входить не просто взыскание долгов, но и поиск путей урегулирования ситуации, будь то реструктуризация долга, отсрочка по платежам или другие виды компромисса между банками и заемщиками.

Работа над законопроектом должна завершиться уже в первой половине 2017 года.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи