Опубликовано: 4400

Кара-Каба. Тайна древнего кобыза

Кара-Каба. Тайна древнего кобыза

Большой научный интерес вызвали находки археологов в Катон-Карагайском районе Восточного Казахстана. В сентябре главам тюркоязычных государств в ходе саммита в Астане планируется продемонстрировать древний кобыз из захоронения воина-шамана в долине реки Кара-Каба.

Горная долина вдоль Кара-Кабы – идеальное место для археологов. Даже в разгар лета здесь утренние заморозки, а значит, природная вечная мерзлота. Плато – в труднодоступном месте, за хребтами, другими словами, есть шанс найти неразграбленные курганы. Четвертый год здесь работает экспедиция известного исследователя Зейноллы САМАШЕВА. Полевой сезон прошлого года ученый считает на редкость удачным. Найдены два любопытнейших с точки зрения истории захоронения – воина-шамана с военным снаряжением и музыкальным инструментом, а также погребение ремесленника с древними инструментами и изделиями из кости. Экспедицию этого года поддержала международная Тюркская академия.

С верой и музыкой

– Мы не любим слово “сенсация”, но захоронение воина-шамана представляет огромный интерес, – рассказал Зейнолла Самашевич. – На черепе – идеально круглая трепанация, причем после операции человек жил еще долго – отверстие затянуто корочкой. Это значит, цель трепанации была не медицинской, а религиозной. Для общения с божеством. За два сезона мы нашли два таких черепа. На одном диаметр отверстия примерно четыре сантиметра, на другом – шесть. Сейчас их изучают в Республиканском центре нейрохирургии.

По словам археолога, у древних тюрков служители культа считались своего рода элитой. К ним прислушивались самые воинственные правители. Из-за трепанации они, возможно, впадали в транс – страдали от боли, но окружающие воспринимали это как общение с высшими духами. Причем верным знаком, что в курганах на Кара-Кабе погребены именно шаманы, стали, помимо трепанации и воинского снаряжения, музыкальные инструменты.

– В одном месте найдены три музыкальных инструмента примерно VIII–IX веков нашей эры, – продолжает исследователь. – Все три – разные по форме. Сохранность редчайшая. Во всем ареале древнетюркской культуры нет такой концентрации. Наверное, здесь жил очень музыкальный народ. Тюркская академия уже реконструировала один, реставраторы смогли воспроизвести звук! Это универсальный инструмент – кобыз и в то же время домбра. То есть и струнный, и смычковый. В сентябре будет встреча глав тюркских государств, им продемонстрируют находку.

Умельцы на все руки

Научный резонанс, по словам ученого, вызвало тюркское погребение резчика по кости. С одной стороны, оно подтверждает, что в раннем средневековье в регионе существовала развитая хозяйственная деятельность. А с другой – отражает уровень мастерства.

– Находки надо еще осмыслить, – заметил Зейнолла Самашевич. – Целый ряд вещей имеет не только историческое, но и художественное значение, особенно бляшки с растительным орнаментом. Есть изделия со штампованным рисунком. Где штамповали? Оружия какого только нет! На одной сабле изображение коня, само изделие имеет серебряные ножны. На другой сабле рукоять обтянута кожей ската. Получается, у здешнего народа были контакты с жителями Тихоокеанского региона.

Колыбель тюркских народов

О находках этого сезона ученый пока не рассказывает – их еще предстоит изучить, проанализировать. А сколько всего тайн хранит древняя горная долина? По мнению руководителя экспедиции, для предков она имела сакральное значение – для захоронений. А вот для жизни и хозяйственной деятельности древний народ выбрал долину реки Бухтармы.

– Возле села Печи на Бухтарме целое поле, где плавили железо. Находили реальные остатки плавильных печей, шлака, слитков железа, – отметил археолог. – Есть гипотеза, что в VI веке существовал Жужанский каганат, часть тюркских племен, которые находились у него в зависимости, была переселена на Алтай – добывать железо и поставлять каганату. Эти алтайские тюрки укрепились, восстали в 555 году и создали свое государство – Тюркский каганат. Мы предполагаем, найденные захоронения относятся к тем тюркам, которые были переселены жужанами.

За свою волю ранние тюрки, судя по археологическим находкам, бились нещадно. Долины Бухтармы и Иртыша усыпаны наконечниками стрел. Жилища они располагали чаще всего возле гор – для хорошего обзора и возможности быстро спрятаться.

– Для науки Алтай представляет высокий интерес, – заключил Зейнолла Самашевич. – Доказано, что отсюда корни венгров, мадьяров. Сейчас есть лингвистические доказательства, что отсюда корни корейцев и японцев – в их языке много схожих слов, есть общее в мифологии, мировоззрении. Про Алтай говорят, что это генератор народов, правда, толком неясно, когда шло переселение, возможно, в конце каменного века. По одной из версий, в IV тысячелетии до нашей эры существовали две общности: индоевропейская и азиатская. Около 5 тысяч лет назад произошел распад, племена ушли в разных направлениях, язык и культура трансформировались. Это свойственно человеческой природе: объединяться, распадаться. Например, турки с Алтая дошли до Анатолии. Киргизы отсюда вышли. Поэтому выражение “Алтай – колыбель тюркоязычных народов” вполне оправданно.

Усть-Каменогорск

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи