Опубликовано: 3700

Капитан отстреливался до конца

Капитан отстреливался до конца

Во вторник, 13 октября, двое подозреваемых в убийстве старшего лейтенанта Мухамедиара Айтмагамбетова – капитан Жаркынбек Раушанбек и Талас Жанизаков – во время операции по их задержанию оказали вооруженное сопротивление и были застрелены.

По свидетельству представителя Главной военной прокуратуры Булата Тазабекова, 13 октября 32-летний житель поселка Дегерес Жамбылского района Алматинской области сообщил в райотдел полиции о том, что около полудня видел двоих подозрительных людей. Когда этот таксист в ожидании пассажиров стоял на окраине села Дегерес, они подошли к его машине и попросили подбросить до Алматы. Поскольку оба вели себя странно (постоянно озирались по сторонам и не вынимали рук из карманов), он испугался и отказался их везти. Рядом с незнакомцами находился мальчик, которому можно было дать не больше 10 лет.

Таксисту предъявили ориентировку с фотографией капитана Жаркынбека Раушанбека, и он сразу узнал в нем одного из незнакомцев. По его словам , они ушли в сторону ущелья Кенсай.

Получив это сообщение, в ДВД Алматинской области немедленно объявили специальный план “Сирена” и подняли по тревоге личный состав управления криминальной полиции, сотрудников Жамбылского РОВД и спецназ “Арлан”…

– Бойцы спецназа вместе с оперативниками занялись проческой тропинок, ведущих к ущелью, – рассказывает начальник ДВД Алматинской области, полковник Жайляубек КЕМБАЕВ, возглавивший операцию по задержанию подозреваемых. – Спустя час они задержали младшего брата Жаркынбека Раушанбека – Рахимжана. Он признался, что тот вместе с Жанизаковым и мальчиком прячутся неподалеку в выкопанной ими землянке.

Беглецов обнаружили примерно в 4 километрах от поселка Дегерес, в горной местности. На предложение сдаться Раушанбек и Жанизаков с криком “Аллах акбар!” открыли беглый огонь из пистолета Макарова и охотничьих ружей. Сотрудники полиции были вынуждены отстреливаться, и в результате подозреваемые получили смертельные ранения. Талас Жанизаков и Жаркынбек Раушанбек скончались по пути в больницу села Узын-Агаш…

11-летний мальчик, оказавшийся пасынком Жанизакова, во время перестрелки не пострадал и был доставлен в центр временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних.

На месте перестрелки изъяты пистолет Макарова ЛЧ №1778, похищенный из военной части после убийства Мухамедиара Айтмагамбетова. В обойме находилось 3 патрона, еще 8 – в магазине, найденном в кармана куртки капитана Раушанбека. Кроме того, оперативники изъяли обрез охотничьего ружья, двуствольное и одноствольное ружья – все 16-го калибра, а также 30 патронов к ним, самодельный меч, два ножа и нунчаки.

ВЕРСИЯ УБИЙСТВА

В поле зрения следователей и военной прокуратуры подозреваемые в убийстве – капитан Жаркынбек Раушанбек и его приятель Талас Жанизаков (бывший военнослужащий той же самой военной части), попали сразу после того как было найдено тело старшего лейтенанта Айтмагамбетова.

Нам стало известно о следующей версии развития трагических событий. Утром 13 сентября дежурный по части доложил командованию об отсутствии дежурного по тренажерному залу (там находятся два летных имитатора) старшего лейтенанта Мухамедиара Айтмагамбетова. Дверь в это помещение была заперта на замок. Внутрь удалось попасть после того, как принесли запасной комплект ключей. Вошедшие обратили внимание на тщательно замытые следы крови на полу и стенах зала. В то же время были оставлены два ведра: одно – с кровью, во втором, вероятно, полоскали окровавленные тряпки.

Судебно-медицинские эксперты полагают, что Айтмагамбетов погиб под утро – между

3 и 6 часами. Его ударили по голове, когда он стоял возле одного из летных имитаторов. В качестве орудия убийства, видимо, использовался обрезок металлической трубы или арматуры. Затем острым кухонным ножом жертве почти отрезали голову и, слив кровь в ведро, спрятали ее под полом зала – в шахте, где проходят электрические кабели.

По мнению сослуживцев, подойти к Айтмагамбетову и безнаказанно напасть на него могли только те, кого он хорошо знал. Другим это вряд ли бы удалось: офицер был вооружен пистолетом Макарова.

СЛЕД ВЫВЕЛ НА ДРУГУЮ ТРАГЕДИЮ

По версии следствия, старший лейтенант Айтмагамбетов стал последней, шестой жертвой подозреваемых. Несколькими часами ранее в Алматы в одном из домов микрорайона «Орбита» взорвался газовый баллон. Двух женщин – жен Жаркынбека Раушанбека и Жанизакова – выбросило из окна квартиры, расположенной на пятом этаже. Жене капитана удалось выжить. С множественными переломами, ушибами внутренних органов и ожогами она была срочно госпитализирована. Другая женщина погибла. Прибывшие на место трагедии пожарные и спасатели обнаружили в квартире три обгоревших детских тела (погибли двое детей Раушанбека и ребенок Жанизакова), а также обрез охотничьего ружья 12-го калибра. В квартире обнаружены книги и брошюры религиозного содержания.

Не исключено, что дети погибли не от взрыва газа, а были застрелены из этого самого обреза. У всех троих сильно повреждены кости черепа, как бывает в результате ранений из охотничьего оружия…

Пресс-служба Главной военной прокуратуры отмечает: «В ходе первоначальных следственных действий появились основания подозревать капитана Раушанбека в совершении убийства сослуживца и похищении табельного оружия». В свою очередь сотрудники военной полиции считают, что в Илийский район Алматинской области на расправу со старшим лейтенантом Айтмагамбетовым подозреваемые прибыли после взрыва в квартире. Из Алматы они приехали либо на такси, либо на какой-то другой машине. Оставили ее на трассе и через поля подошли к помещению летных тренажеров. Потом вернулись на трассу (там были обнаружены кухонный нож и окровавленный камуфляж), сели в машину и скрылись.

ПОРТРЕТ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ

Сотрудники военной полиции, Главной военной прокуратуры, КНБ и военно-следственного управления сейчас выясняют, пропагандировали ли оба подозреваемых какие-либо идеи, связанные с религиозным экстремизмом.

Как стало известно, в 2001 году по ходатайству командования части Жаркынбек Раушанбек окончил Московскую академию имени Жуковского. Военная специальность – техник-инженер. Воинское звание капитан получил в 2009 году.

– Раушанбек был тихим и скромным человеком, – говорит его сослуживец по имени Алексей. – Но после того как к нему подселился Жанизаков, человека как будто подменили.

По утрам, выезжая на аэродром для обслуживания самолетов, он в машине пытался внушить своим сослуживцам идеи, не имевшие ничего общего с традиционным исламом.

– Я знаю Жаркынбека несколько лет, все это время он не переставал изумлять, – говорит его бывший сослуживец Жанболат. – Когда у моего друга Андрея случилось несчастье – в автокатастрофе погиб родственник – Раушанбек вместо слов сочувствия сказал, что раз так получилось, значит, так было угодно Богу! Когда к нему переехал Жанизаков, бывший техник из нашей части, они стали неразлучны. В прошлом году этого техника уволили по отрицательным мотивам. Когда его выселяли – уволенным не положено проживать на территории ДОСа (домов офицерского состава) – он во всеуслышание заявил: «Я еще вернусь и всех вас перережу!».

Нам также рассказали, что в последнее время уволенный техник отпустил бородку и прогуливался не только по военному городку, но даже по территории части! Супруга Раушанбека, не выдержав такого соседства, забрала детей и уехала из военного городка в Алматы, где снимала квартиру в микрорайоне «Орбита».

ВОПРОСЫ К КОМАНДОВАНИЮ

Представители пресс-службы Минобороны до сих пор категорически отказываются от каких-либо комментариев по поводу ЧП в военной части. У нас же возникает множество вопросов. Почему никто из командования части не отреагировал на мстительное обещание техника, уволенного по отрицательным мотивам, вернуться и расправиться? Где, спрашивается, бдительность замполита – заместителя командира по воспитательно-правовой работе? Почему уволенный техник остался жить в военном городке с действующим техником-инженером, отвечающим за исправность боевых самолетов?!

Чем занимались представители военной контр­разведки, если у них под носом – на территории военной части – несколько месяцев разгуливал гражданин с характерной бородкой и книгами предположительно религиозно-экстремистского содержания?

Складывается впечатление, что представители Министерства обороны замалчивают подробности инцидента.

В настоящее время следствием отрабатываются различные версии мотивов преступления. Но и так ясно, что убийство старшего лейтенанта Айтмагамбетова стало возможным из-за отсутствия должного контроля командования военной части за подчиненными…

Вопрос министру обороны РК Адильбеку Джаксыбекову и главному военному прокурору Ергали Мерзадинову: По какой причине до сих пор не наказан ни один из представителей командования военной части, в которой совершено убийство дежурного офицера?

Олег ГУБАЙДУЛИН, Тахир САСЫКОВ (фото)

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи