Опубликовано: 1700

Как школа стала двигателем экономики

Как школа стала двигателем экономики Фото - Марина ХЕГАЙ

Как оказалось, экспортировать можно не только сырье и готовую продукцию.

Финны, например, научились зарабатывать…
на образовании! После того как их система школьного обучения была признана лучшей в масштабах мира и стала своего рода брендом, заказы посыпались сами.

На ЭКСПО-2017 в Астане гости Страны Суоми расскажут, как они этого достигли.

Успеваемость – простой критерий отбора

Основная часть финских школ – муниципальные. Полный цикл обучения длится 12 лет. После 9-го класса можно по среднему баллу попасть в гимназию. Если хорошо учился, то продолжаешь учебу в гимназии, если плохо – то вперед в ПТУ. Этот общенациональный отбор ведется полностью в автоматизированном режиме. По окончании гимназисты сдают единый госэкзамен, как в Казахстане, от результатов которого зависит дальнейшая перспектива попадания в университет. К слову, до 2017 года высшее образование в Финляндии было бесплатным для всех, включая иностранцев.

Мне довелось побывать в одной из образцовых школ района Вийкки. Школа основана в 1969 году, изначально как лицей для девушек. С 2004 года подчиняется Хельсинкскому университету, поэтому сотрудники школы являются одновременно его сотрудниками. В штате 85 преподавателей, и все они занимаются подготовкой будущих учителей. Сегодня в ней обучается порядка 950 учеников (начальные, средние и старшие классы, гимназисты). В среднем здесь бывает 1–7 иностранных делегаций в неделю – всем интересен секрет финского школьного образования.

На первый взгляд обычная школа, ничего сногсшибательного, но простота эта обманчива.

– Есть ценности, которые дороги для Финляндии, равноправие в отношении доступа к образованию – одно из них, – рассказывает Яри ЛАВОНЕН, директор кафедры подготовки учителей при Хельсинкском университете. – Мы стараемся гарантировать одинаковые условия для всех. Выравнять различия между районами города. Те районы, где есть проблемы, получают больше ресурсов. Отсюда очень хороший результат достигнут Финляндией в данных PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) – разница между успеваемостью учеников довольно небольшая, а между школами – еще меньше. Другая руководящая ценность финского образования – это децентрализация, мы исходим из того, чтобы принятие решений происходило максимально на местном уровне – уровне конкретной школы. Учителя финских школ принимают участие в разработке учебного плана. Это гарантирует, что они будут лучше осознавать те цели, которые заложены в этих планах. Другой момент: любой учитель в Финляндии имеет довольно высокий уровень подготовки.

В центре всего образовательного процесса – ученик. И преподаватель, и школа поддерживают прежде всего его поиски. Считается, что для ученика уверенность в собственных способностях – залог оптимального обучения. Поэтому здесь много работают с отстающими в классе, и как раз поэтому финны имеют самый минимальный в мире показатель по разрыву знаний у учеников.

Учитель vs новые технологии

И хотя финны довольно продвинуты в различных технологиях, по-прежнему преподаватель в классе – незаменимая фигура. В Финляндии постоянно вкладывают в повышение квалификации преподавательского состава, центров, которые этим занимаются на базе школ, – свыше десятка по всей стране. В школе Вийкки, например, не стремятся поголовно внедрять хай-тек-технологии, по-прежнему отдавая предпочтение традиционным бумажным учебникам.

– Престиж учителей – очень высокий, хотя зарплаты средние. Вообще размер зарплаты – это не причина, чтобы стать преподавателем, – говорит Марья МАРТИКАЙНЕН, директор гимназии района Вийкки.

Примерно 6–7 лет назад финны начали экспортировать свою уникальную систему образования. Пошли заказы из Китая, ОАЭ, стран Латинской Америки, и даже казахстанцы – в числе заинтересованных. В 2015 году совокупная стоимость образовательного экспорта из Финляндии составила 300 миллионов евро.

– Это объем, который был достигнут 60 из 100 членов консорциума, – поясняет Рийтта ВЯНСКАЯ, руководитель национальной программы содействия образовательному экспорту. – Нас знают как производителей инновационных решений для процесса обучения, у нас хорошая репутация, поэтому правительство выделило средства для поощрения. Раз в год для организации, которая продвигает образовательный экспорт, затраты оплачивает министерство труда. Мы помогаем развивать те навыки, которые важны и нужны для экспорта, направляем стартапы и большие предприятия, советуем, как довести до ума свой продукт, чтобы его можно было экспортировать.

Образовательный экспорт предлагается в двух вариантах: обучение иностранных специалистов в Хельсинки и выезд финских кураторов в другую страну, где они проводят лекции, воркшопы, семинары, уроки с местными учениками.

Мебель, придающая уверенность

Заглядываю в актовый зал, там восьмиклассники готовят ежегодный спектакль. Со сцены грохочет легендарная “О, Фортуна” Карла Орфа в исполнении школьников. Оказывается, традиция ставить постановки в этом возрасте не обошла еще ни одного восьмиклассника, у каждого своя роль: одни танцуют, другие играют в пьесе, третьи шьют костюмы, продают билеты и т. д. Во время экскурсии заглядываем в местную столовую – нет запаха жареных пирожков, следов жира на стенах. Столовая вечерами трансформируется в пространство… для проведения лекций, семинаров, кружков для старшего поколения. Это едва ли не самое функциональное помещение в школе, которое постоянно эксплуатируется.

У финнов комплексный подход к образованию – их концепция предполагает не только разработку учебного плана, но и специальную мебель, питание и т. д. Isku Interior занимается поставкой и оборудованием школьной обучающей среды. Компания часто воплощает в жизнь идеи, полученные от учащихся и учителей. Например, ребенку принадлежит идея мобильных сидений, которые после урока крепятся к магнитной доске. Это дает преимущество для трансформации помещения.

По мнению сотрудников компании, навыки XXI века ребенку прививают не только учителя, но и обстановка, в которой даются знания. Интересно, что школьные помещения в Финляндии во многом похожи на современные офисы – и это не простое совпадение.

– Обучающая среда играет важную роль в восприятии информации. Надо понимать, что школы отстают от той среды, которая вне: там айпады, мобильные телефоны, поэтому у детей нет баланса. Мы пытаемся сделать школы современными, это помогает детям выходить во взрослую жизнь. Когда они устраиваются на работу, чувствуют уверенность в себе, в своих знаниях, в том, что они достойны, – говорит Наталия САЛОНЕН, представитель компании.

Финны даже провели эксперимент на нулевых классах – одних детей обучали в консервативных стандартных классах, а других в современных. И пришли к выводу, что дети, прошедшие обучение в мобильных классах, были намного смелее, более подвижные и уверенные в себе.

Достижения финского образования будут представлены на ЭКСПО-2017 в Астане, где у финнов будет свой отдельный павильон.

К слову, в Казахстане уже заинтересовались финской концепцией школ. Интерес был проявлен одной из частных школ, которой сейчас готовят предложение.

Алматы – Хельсинки – Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи