Опубликовано: 860

Как получить тарифную смету у монополиста ЖКХ и что с ней надо делать

Как получить тарифную смету у монополиста ЖКХ и что с ней надо делать Фото - Тахир САСЫКОВ

В ожидании исхода важного политического события и последующего за ним переназначения кабинета министров продолжим разминаться на “жирных котах”, как принято называть монополистов в бизнес-кругах.

Прежде чем перейти к разбору нового, кратко повторим прошлономерное.

Итак, какие права имеют собственники и прочие потребители услуг коммунальщиков. Упор на разделение сделан не случайно: не важно, является ли человек либо предприятие собственником помещения, если он оплачивает коммунальные счета, значит, он имеет статус потребителя и обладает всеми правами, описанными в Законе “О естественных монополиях”. Статья 4 дает такое понятие: “29) потребитель – физическое или юридическое лицо, пользующееся или намеревающееся пользоваться регулируемыми услугами…”. Это важный момент, потому что у кого-то из наших постоянных читателей могло сложиться впечатление, что в прошлом номере речь шла только о правах собственников. Что не совсем так, просто наш проект апеллирует к хозяевам недвижимости, поэтому и был сделан упор на них.

Важно также повторить, что собственники и все остальные потребители имеют право влиять на тарифную политику монополистов и контролировать их деятельность.

Для чего они участвуют в публичных слушаниях, активно там выступают, теребя представителей государственных курирующих органов, если нужно, выносят им мозг и не дают им повышать тариф, если это экономически не обосновано. Обосновано это или нет, они узнают из тарифной сметы, которую монополист обязан им предоставить по их письменному обращению до начала слушаний. Аналогичным образом потребители в лице собственников и не очень, контролируют деятельность местных “жирных котов”, изучая их ежегодные отчеты в печатной прессе, либо участвуют в публичных слушаниях, где данные граждане отчитываются перед властью и народом.

Но не менее значительные полномочия потребители получили от права “обращаться в уполномоченный орган с заявлением о внесении изменений и (или) дополнений, принятии новых и (или) об отмене действующих правовых актов уполномоченного органа”. Иными словами, при критической массе обращений и статьи законов можно поменять. Повторюсь, всё это подробно описано в материале, опубликованном в прошлом номере, там же приведены названия законов, нормативно-правовых документов, номера статей, традиционно рекомендуем ознакомиться со всем этим счастьем на сайте caravan.kz.

Вот мы и подошли к главной теме сегодняшнего материала: тарифная смета.

Смотрим снова статью 4: “26) тарифная смета – перечень доходов, расходов и объемов предоставляемой регулируемой услуги по форме, утвержденной уполномоченным органом…”. Документ носит строго регламентируемый характер, никакой вольной формы здесь быть не может, ибо форма эта также утверждена курирующим госорганом в лице министерства национальной экономики. Как не переплатить монополисту: кому жаловаться и какие документы необходимы

Несмотря на всю тяжеловесность, приведем точное название: “О внесении изменения в приказ председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий от 19 июля 2013 года № 215-ОД “Об утверждении Правил утверждения тарифов (цен, ставок сборов) и тарифных смет на регулируемые услуги (товары, работы) субъектов естественных монополий” (приказ и. о. министра национальной экономики Республики Казахстан от 27 марта 2015 года № 273. Зарегистрирован в министерстве юстиции Республики Казахстан 29 апреля 2015 года № 10837). Захотите посмотреть оригинал, лучше это делать на сайте министерства юстиции adilet.zan.kz и вбивать в поисковик нужно название полностью, таковы особенности информационной системы минюста.

Чего – куда

Важно знать, что если вы запросили тарифную смету у вашего местного монополиста, он должен предоставить вам документ строго по данной форме, а не абы что. К слову, вы можете запросить у него не весь документ целиком, а только отдельные сведения, например, “Общие административные расходы”, включая “Заработная плата административного персонала”, “Социальный налог”, “Расходы на выплату вознаграждений”, “Налоги” и “Прочие расходы (расшифровать)” по данной статье расходов с их расшифровкой. За какой период они должны быть обозначены в смете. Предусмотрено для всех видов расходов 4 периода: “Принято в действующей тарифной смете”, “Фактические показатели за предшествующий законченный год”, “Фактические показатели за предшествующие 4 законченных квартала” и “Проектируемые субъектом показатели”.

Помним, что речь идет о тарифной смете, которую предоставляют для утверждения новых тарифов, а не о смете предприятия.

Что позволило государство монополистам отнести к “Затратам на производство товаров и предоставление услуг”.

Помимо вышеперечисленных статей расходов на содержание административного аппарата, к ним относятся “Материальные затраты, всего, в т. ч.”: сырье и материалы, покупные изделия, ГСМ, топливо, энергия. Естественно, что к расходам также отнесена заработная плата самого персонала и социальный налог, который за нее предприятие платит в бюджет. Далее идут статьи расходов: “Амортизация”, “Капитальный ремонт, не приводящий к увеличению стоимости основных фондов”, и вновь непонятные “Прочие затраты (расшифровать)”. На статьях по расчетам получаемых доходов останавливаться не будем, добавим только, что справочно к тарифной смете прилагается также информация о среднесписочной численности персонала, включая руководство, среднемесячная заработная плата их же, а также затраты гегемона капитализма, которые он готов понести за счет полученной прибыли. Здесь же даются сведения о “Капитальном ремонте, приводящем к увеличению стоимости основных средств”, и о “Текущем (планово-предупредительном) ремонте, выполняемом хозяйственным способом”.

Но это, так сказать, требования, предъявляемые к монополистам в целом, а вот черти, как всегда, сидят в деталях. Ниже в приложениях к приказу приводятся уже тарифные сметы непосредственно по отраслям. Если сильно надо, то там даже есть тарифная смета по транспортировке нефти и хранению газа.

Наше внимание привлекла “Тарифная смета на услуги водоснабжения”, на территории Казахстана услуга самая что ни на есть распространенная, а оттого и любопытно было узнать, какие расходы гегемонов оплачивают потребители.

Ну, всё, что касается заработных плат административного аппарата и рядовых сотрудников, всё это здесь имеется, как и расходы на приобретение ГСМ и топлива, никогда не понимала, в чем разница, если и там и сям фигурирует дизтопливо. Ну да ладно, не это главное, выяснилось, что на вполне законных основаниях коммунальщики могут повесить на потребителей свои расходы на рестораны, где они, скажем помягче, проводили встречи с бизнес-партнерами. На языке Налогового кодекса это называется “представительские расходы”. Не будем голословными и цитатку из тарифной сметы приведем: “Общие и административные (расходы), всего в т. ч.”: “заработная плата административного персонала; социальный налог; услуги банка; амортизация; расходы на содержание и обслуживание технических средств управления, узлов связи, вычислительной техники и т. д.; коммунальные услуги; услуги сторонних организаций; командировочные расходы; представительские расходы, связь, периодическая печать и т. д. (выделено автором – прим.)”.

Ну не мимишечки, как сейчас принято говорить в среде блондинок. Так мило читать газетки, болтать по сотке из личного кабинета с Сан-Франциско…

Слушайте, ну Налоговый кодекс всю эту лабудень позволяет относить к расходам и не облагать налогами, но откуда такая щедрость у государственных структур, напомню, представляющих интересы потребителей?

Думаете, этим грешат только продавцы воды, отнюдь: оплата связи, так же, как отдых в ресторане с бизнес-партнерами, могут быть включены в тариф в качестве расходов на производство товара/услуги и энергетиками, и тепловиками. К слову, может быть, вы не обратили внимание, но и в центровой форме для всех этих правильных пацанов предусмотрены “Расходы на выплату вознаграждений”, не заработной платы, а именно выплата вознаграждения… Сразу возникает вопрос, а почему вознаграждение выплачивается за счет пенсионеров, многодетных семей и других людей, называемых потребителями, а не за счет полученной этим предприятием прибыли, то есть за счет учредителя. У вас есть ответ? У меня пока нет, но обязательно спросим. Как монополисты выплачивают кредиты за счет потребителей коммунальных услуг

И в заключение не могу не поделиться еще одним открытием. Все-таки хорошо, что от папы мне досталось очень хорошее чувство юмора.

Имеется такая монополистская услуга, распространенная также по всему Казахстану, называется “услуга по водоотведению”, а по-простому – услуга канализации.

Ну тарифной сметой права этих гегемонов посидеть пообсуждать дела с бизнес-кентами в ресторане, полистать газеты-журналы за счет потребителей тоже имеются, но позволено им еще и отнести к расходам, включаемым затем в тариф… “маркетинговые услуги”. Вот, где, извините, какашки, и где маркетинг… И это на полном серьезе… Хотите посмотреть, что называет маркетинговыми услугами Налоговый кодекс РК: “42) маркетинговые услуги – услуги, связанные с исследованием, анализом, планированием и прогнозированием в сфере производства и обращения товаров, работ, услуг в целях определения мер по созданию лучших экономических условий производства и обращения товаров, работ, услуг, включая характеристику товаров, работ, услуг, выработку ценовой стратегии и стратегии рекламы…”. (Статья 1 Налогового кодекса РК.)

Так что, сами видите, есть потребителям зачем на публичные слушания ходить, тарифные сметы изучать и зачем профильные ведомства своими обращениями об изменениях подобных нормативных актов атаковать.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи