Опубликовано: 6100

Как похищали картины Кастеева

Как похищали картины Кастеева

Нити этой скандальной истории ведут в 2008 год, когда 20 картин основоположника казахского изобразительного искусства Абылхана КАСТЕЕВА исчезли из Центрального государственного архива в Алматы. Вопиющий факт был предан гласности только четыре года спустя! Финансовая полиция отыскала 6 картин, 14 работ по-прежнему в розыске.А если бы не

случай?

Сколько еще в Центральном государственном архиве были бы в неведении о пропаже 20 (!) картин знаменитого художника (или бы делали вид, что они не в курсе?), если бы не случай – дочери мастера Гульдарии КАСТЕЕВОЙ эти работы понадобились для фильма об отце.

– Летом 2012 года я поинтересовалась, что есть в архивах, – рассказывает “Каравану” Гульдария Абылхановна. – А у папы всегда лежал журнал с перечнем работ, которые он в начале 60-х передал в госархив. Каждый раз мне давали посмотреть по нескольку его работ, они лежали в папочках, в хорошей сохранности. Однако по поводу где-то 20 работ мне стали говорить: приходите завтра, послезавтра. В общем – тянули время. А однажды заявили, что работ нет (!): “Мы не знаем, как они пропали, у нас был ремонт, может, в это время куда-то делись...”. Меня уговаривали не обращаться в финансовую полицию, чтобы я дала возможность найти картины…

Неожиданный поворот

Далее история приняла неожиданный оборот: в сентябре 2012 года Гульдарие Кастеевой позвонил по телефону мужчина и спросил, не интересуют ли ее работы отца:

– Он, видимо, перекупщик или коллекционер. Сказал, что ему принесли две картины отца, фотографии этих работ он завез ко мне на работу. Я тогда находилась не в городе. Когда увидела снимки через несколько дней, то сразу поняла, что это работы, похищенные из госархива! Думала: что предпринять? В архив обращаться – боялась, может быть, они связаны, обратилась в финпол. Меня попросили пригласить этого мужчину на встречу. Он приехал ко мне на работу, но не зашел. Говорит: если хотите, выходите сами. Привез работу, она была под стеклом, хотел обменять или продать. Спрашиваю: какая необходимость менять Кастеева на Кастеева? Он искал более интересные работы отца. Потом говорю, что толком не посмотрела – вдруг подделка. Опять назначили время, мужчина приехал снова. Тогда его и задержали. Говорит, он не знал, что картины похищенные. Обратились к тому, у кого он приобрел, – тот покупал якобы у наркомана, который уже умер...

Так в октябре 2012 года были найдены работы Абылхана Кастеева “Тов. Сулейменов в операции на своем знаменитом бегунце” (1931 г.) и “Инвалид Великой Отечественной войны беседует с колхозниками” (1943 г.). Задержанный пытался продать их за 15 тысяч долларов. Картины возвращены в госархив.

Цена “вопросов” – от 37 500 до 60 000 долларов

На след еще четырех картин удалось выйти в июне уже 2013 года.

– Мы проводили оперативно-розыскные мероприятия, нашему сотруднику поступила информация, что картины Кастеева собираются продавать, мы нашли их у жителя Алматы, он антиквар, – говорит Жаксылык ДЖАКУБАЕВ, руководитель пресс-службы департамента финансовой полиции Алматы.

На продажу были выставлены “Портрет Кайрбековой К.” (1942 г.) – за 50 тысяч долларов, “В доме Героя Соцтруда” (1948 г.) – за 60 тысяч, “Старая зимовка” (1946 г.) – 37 500 долларов, “Сарай” – без установочной цены.

– Когда мы передавали первые две найденные картины осенью прошлого года, этот антиквар видел сюжет по телевидению и знал, что другие картины числятся пропавшими, – продолжает наш собеседник. – Но даже не обратился к нам, что, возможно, имеющиеся у него картины и есть те самые, похищенные. Наши сотрудники изъяли их. Экспертиза подтвердила, что картины – подлинные.

Охота на… творчество

К слову, “Караван” уже писал о том, что на творчество Абылхана Кастеева ведется постоянная охота. Аферисты, жаждущие наживы, регулярно подделывают его работы и продают их как подлинники (“Караван”, 22 октября 2012 года). Затем эти подделки всплывают на разных выставках и в личных коллекциях.

– Мы подтверждали эти работы, но не более того – они есть у нас в каталоге, где записано, что они находятся на балансе архива, – говорит ученый секретарь Государственного музея искусств имени А. Кастеева Гульзира МОЛДАШЕВА. – В свое время Абылхан Кастеев лично сдавал их в госархив, мы к ним никакого отношения не имеем. Мы бы с удовольствием приняли найденные работы и дальше бы их исследовали, выставляли, пропагандировали, возили в разные города. Госархив выставками не занимается. По крайней мере, я не слышала об этом.

Никто не наказан?

Как два десятка картин легенды казахской живописи могли бесследно исчезнуть из стен учреждения? Почему это так долго скрывали? А главное – чья это вина?

– В 2008 году работы брали, чтобы сделать ксерокопию, – продолжает рассказ Гульдария Кастеева. – Думаю, что те, кто принимает и передает работы, халатно к ним отнеслись. Не стали, видимо, заглядывать при возврате в папки, в которых они хранились, а они были пустыми. Тот, кто знал, что работы имеют ценность, этим воспользовался. Тогда директором была женщина, говорят, она уехала жить в Америку.

– В каких случаях пропадают картины? Когда делают реставрацию или снимают копии, назад их просто не возвращают, – поясняет Жаксылык Джакубаев. – Был установлен ряд нарушений закона со стороны бывших должностных лиц Центрального государственного архива, возбуждено уголовное дело по статье 316 УК (“халатность”). В госархиве с 2011 года – новое руководство, оно же за бывших сотрудников отвечать не будет. Никто не проверял, на месте ли картины. Также антиквар ответственность нести не будет – у него не было списка похищенных работ.

Горько, но получается, что в нашем государстве так мало ответственности и никто из фигурантов этой громкой истории, по сути, не понесет никакого наказания.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи