Опубликовано: 38000

Как министрам Касымову и Султанову оправдаться от обвинений в саботаже

Как министрам Касымову и Султанову оправдаться от обвинений в саботаже Фото - Ибрагим КУБЕКОВ

Акциз на бензин может составить от 7 до 13 тенге за литр. Это предложение рабочей группы министерства национальной экономики может быть внесено в проект объединенного Налогового и Таможенного кодекса. Он будет представлен в сентябре этого года.

– На последнем заседании рабочей группы единогласно было принято предложение заменить транспортный налог акцизом на топливо, – рассказал “КАРАВАНУ” руководитель управления разъяснительной работы департамента государственных доходов по Алматы Едил АЗИМШАИК. – В международной практике налог на транспорт практически не используется. Но есть налоги на топливо и на использование дорог.

Замена транспортного налога на акциз позволит убить сразу двух зайцев. Во-первых, вырастет налог на автомобили, которые больше используются, весят и потребляют топлива и, соответственно, больше загрязняют воздух и эксплуатируют дороги. И, во-вторых, акциз позволяет взимать налоги с транзитного автотранспорта, который использует дорожную сеть страны. Тем более скоро будет построен транспортный транзитный коридор Западная Европа – Западный Китай.

Сумма – от 7 до 13 тенге – была рассчитана так: в Алматы в 2015 году поступило платежей по налогу на транспортные средства 12 миллиардов тенге. Чтобы восполнить сумму поступлений, ставку акциза нужно установить в размере 13 тенге за литр. Но если учитывать только местные автомобили. На самом деле в Алматы  заходит от 200 до 300 тысяч автомобилей из других регионов. С их учетом акциз уменьшится до 7 тенге. В этом случае бюджет ничего не теряет и не приобретает, уверен наш собеседник.

– Плюс происходит упрощение администрирования. Многие физические лица  просто забывают заплатить налог. По итогам 2015 года транспортный налог “забыли” заплатить 190 тысяч жителей Алматы. Это больше половины частных автовладельцев. Приходится их искать, взыскивать задолженность. Бывает, что автомобили были проданы по доверенности. Часто они находятся у административной полиции, – рассказал Едил Азимшаик. – Многих налогоплательщиков не удается найти. Прописаны в одном месте, фактически живут в другом. Таких очень много. В случае внедрения акциза у нас появится возможность усилить контроль за подакцизным товаром за счет экономии ресурсов от взыскания налога на транспортные средства. Нам легче контролировать АЗС, чем автовладельцев.

Другой плюс. По фактам неуплаты налогов могут приниматься судебные решения. Например, о взыскании долга из заработной платы неплательщика. Он также может быть ограничен в выезде за границу. В департаменте уже были такие случаи. При этом машину он уже продал за 5 лет до этого, но по доверенности. В предлагаемой схеме таких конфликтов не будет.

С введением акциза должен будет отменен прогрессивный налог на автомобили с большим объемом двигателя. В 2013 году была введена прогрессирующая линейка налогов на крупнолитражные – от 3 литров – автомобили. С 2014 года владельцы таких машин платят налог от 35 МРП (74 тысячи тенге) до 130 МРП (275 тысяч тенге).

– Ставки по налогу на транспорт по машинам с объемом 4 литра несравнимо выше, чем на автомобили 3 или даже 3,5 литра. Это своего рода налог на роскошь, потому что легковые автомобили 4 литра – это дорогие автомобили и поэтому в этом смысле есть налог на роскошь, – сказал министр финансов Болат ЖАМИШЕВ, представляя в то время новый законопроект об увеличении налогов.

– Когда вводилась прогрессирующая ставка налога, имелись в виду больший выброс выхлопных газов и статусность этих автомобилей. Сейчас большая часть из таких машин постарела и потеряла свой статус, – рассказал Едил Азимшаик. – Более того, смысл в повышенном налогообложении теряется с развитием техники. Новые автомобили с большими двигателями потребляют топлива меньше, чем их предшественники.

– Одновременно произойдет увеличение налоговой нагрузки для социально незащищенной части населения, – уверен заместитель директора центра актуальных исследований “Альтернатива” Сергей АКИМОВ. – Сейчас у нас не платят транспортный налог инвалиды, ветераны войны и труда. С вводом акциза они будут платить налог на равных со всеми. Тут трудно представить, какой механизм компенсации может разработать министерство экономики.

Введение акциза также должно стимулировать переход транспорта на более экономичные виды топлива. Например, на дизельное топливо, газ или электричество. Но эксперты рабочей группы предлагали ввести акциз и на газ. Пока неизвестно, какое решение примут. Может быть, рабочая группа откажется от такой идеи. Может, если введет акциз, налог будет взиматься по сниженной ставке.

Сейчас, кстати, ГСМ уже облагается акцизом. Ставки акцизов на бензин и дизельное топливо с ноября 2015 года составляют 11 тысяч тенге за тонну. Причем он разбит на 2 части: производитель и импортер платят по 10,5 тысячи тенге, АЗС – 500 тенге с тонны. Нагрузка составляет 0,42 тенге за литр.

По итогам 2015 года, налог на транспортные средства собран в размере 42,3 миллиарда тенге. Примерный объем рынка топлива – 8 миллионов тонн. Сюда включены и бензин, и керосин. Если комитет госдоходов желает просто заместить транспортный налог акцизом, тогда посчитать размер акциза очень просто. Нужно разделить размер поступлений на объем топлива. В итоге получается 4 тенге 2 тиына. Но никак не 7 тенге. И уж тем более 13.

– 7 тенге – это очень много. Не говоря уже о 13 тенге за литр. В 2013 году этот вопрос поднимался, и уже тогда мы рассчитывали корректный размер акциза. Тогда он был 3–4 тенге на литр, – рассказал “КАРАВАНУ” Сергей Акимов.

С другой стороны, замена прямого налога (на транспорт) косвенным (увеличение акциза на ГСМ), это всегда маскировка платежей от плательщика. Акциз растворяется в цене товара, и мы его как бы и не замечаем. Но он присутствует. Например, когда покупаем алкоголь и сигареты, золото и хрусталь, легковые автомобили и электричество. За счет этого государство получает возможность прямо регулировать цену товара. Формально это дает возможность поддерживать отечественного производителя, сделав его товары дешевле импортных. Фактически государство получает еще один инструмент для пополнения бюджета.

– Здесь проходит одна мысль: сейчас все финансовые и экономические структуры государства заточены на поиск всех средств, которые позволят наполнить бюджет. Поэтому если министерство госдоходов озаботилось переносом транспортного налога на бензин, то это нужно для повышения отдачи для бюджета, – поделился своим мнением глава НПО “Финпотребсоюз” Айдар АЛИБАЕВ. – А потребители от этого будут только проигрывать.

Также Астана получает еще один рычаг влияния на местные власти. Сейчас транспортный налог сразу идет в местные бюджеты. Акцизы чаще всего идут в республиканский бюджет и уже оттуда перераспределяются в регионы. Соответственно размер трансфертов может постоянно меняться, в зависимости от настроения минфина.

Еще одна группа, для которой замена налога акцизом станет благом, – контрабандисты. Кроме трех крупных НПЗ, в Казахстане работает штук 30 малых НПЗ. Но есть еще сверхмалые заводики-“самовары”, которые нигде не учтены, но они гонят горючее из ворованной нефти. Такие “самовары” распространены в регионах, где добывают нефть, и там, где проходят трубопроводы, – в Кызылординской, Актюбинской, Южно-Казахстанской областях. Понятное дело, что они не платят никаких налогов. Поэтому повышение цен на ГСМ на законных заправках сделает этот бизнес еще более выгодным. И скажется на снижении сборов акцизов в этих областях.

По идее с этими самопальными заводиками должны бороться МВД и министерство финансов. Но пока Калмуханбет Касымов и Бахыт Султанов этого не сделали. Если они этого не сделают и теперь, то это будет практически саботаж всей идеи акциза.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи