Опубликовано: 540

Как механизатор из Текели сказочником стал

Как механизатор из Текели сказочником стал Фото - Нэля САДЫКОВА

“Кто с детства сказку любит, тот в жизни злым не будет”, – сказал поэт. И это тот самый ключик, которым житель городка Текели, механизатор по профессии, юрист по призванию и образцовый отец Александр САВЕЛЬЕВ открывает сердца детей. В Казахстане вышла в свет его первая книжка “Сказки дремучего леса” тиражом в 1 000 экземпляров на казахском, русском и английском языках.

Сегодня сказки Савельева наизусть знают не только его сыновья, дочери и вся родня. Оценили теперь уже печатный труд и педагоги родного городка.

– Сейчас я – частный предприниматель, отец четверых детей и дед восьмерых внуков, – рассказывает Александр, – и всегда старался воспитывать их не чтением морали или наказанием, а при помощи сказок. Хороши или плохи поступки моих персонажей, дети оценивают сами. Герои – маленькие медвежата, Мишутка и Васятка. Два ребенка, которые живут в дремучем лесу. А лес этот – и есть наша с вами жизнь. Через премудрости сказки лесные детеныши, а с ними и наши малыши постигают ее уроки, находят ответы на непростые вопросы. И пусть с возрастом они даже забудут сюжеты, зато на уровне подсознания у них уже установится регулятор, который определяет, что хорошо, что плохо, что можно, а чего нельзя.

Сказки дед Саша рассказывает детям и внукам больше 20 лет. Сейчас их количество трудно счесть, потому что существовали они прежде лишь в устном варианте.

– Никогда раньше я не печатал своих сочинений, – рассказывает Александр Леонидович. – Просто к концу дня выбирал время, когда ребятишки закончат свой вечерний туалет, умоются, улягутся в кровати. Папа ложится рядом и начинает свой рассказ. Начало у всех историй одинаковое – дремучий лес, где в берлоге с мамой-медведицей живут два медвежонка.

Каждая сказка длится около 20 минут. Начинается с интриги. К середине сюжета накал страстей поднимается, напряжение растет.

И примерно на 15-й минуте наступает такой апогей переживаний за героев, что дети съеживаются от страха. А когда рассказываешь еще и в полумраке, в их воображении возникают настоящие живые картины, будто кино смотрят. Могут сами вообразить что-то, в уме дорисовать. И потом наперебой начинают вдруг высказываться: я бы сделал так, а я – вот так! Их эмоции зашкаливают. А потом повествование замедляется, волнение стихает.

И всё заканчивается благополучным финалом. И дети понимают, жизнь всё же хороша, и ее надо любить! Из любой плохой ситуации можно найти выход. Ради этого и стоит жить!

Помните, в советское время Валентина Леонтьева вела передачу “Спокойной ночи, малыши!”? Она тоже шла около 20 минут. Дети получали хорошую разрядку после всего, что накопилось у них за день, и сладко засыпали. И эта сказка длилась у них до утра. А когда ребенок встает, он улыбается. Может пересказать всё увиденное. Понятно, что во сне произошло нечто счастливое и приятное. А сам он хорошо выспался, восстановил свои силы и готов к новому дню и новым испытаниям.

Сказка греет душу

– На мой взгляд, терапевтический эффект таких сказок Александра Савельева трудно переоценить, – делится впечатлениями член Ассоциации психологов РК Анастасия СТЕБЛЯНКО. – Он доносит через свои метафоры некую важную, очень ценную информацию. И я верю, что путь к сердцу ребенка лежит именно через такие сказки, рассказы, рисунок, игру. И это имеет мощный психологический эффект!

Вот как бывает?.. Отморозишь себе пальцы в горах на ветру. Они замерзают так, что испытываешь боль. И хочется прийти в теплый дом, прикоснуться к кружке горячего чая. Пальчики постепенно оттаивают, в них снова появляются ощущения. Так и сказка. Когда ребенок огорчен какими-то событиями в своей жизни, может быть, подавлен, она помогает ему отогреть израненную душу, восстановить чувства, достроить восприятие, да и вообще обладает поистине волшебным эффектом!

Ко мне на прием часто приходят родители с вопросами, отчего ребенок плохо учится, не слушается, капризничает, почему его мучают какие-то непонятные страхи, или энурез, или поведенческие расстройства. И сами они в большинстве случаев справиться с этим не в силах. Так вот я рекомендую им сказкотерапию. На самом деле, на взгляд психолога, история, в которую попадает ребенок, чаще всего после диагностики очень хорошо просматривается. И терапевтический эффект сказок заключается в том, что похожую на его ситуацию обрисовываешь так, что ребенок видит ее со стороны и сам для себя находит выход из нее. А если не получается самому, то взрослый помогает ему обозначить эти пути. От сказки к реальности

И эти магические 20 минут Савельева на самом деле очень много значат. Когда родители на приеме сообщают мне, что ребенок плохо ведет себя в супермаркете, дергает за юбку, кричит, то за этим чаще всего кроется нехватка родительского внимания.

На самом деле малышу от мамы и папы вовсе не нужно 24 часа внимания в сутки. Важно выделить хотя бы 15–30 минут в течение дня.

В среднем это и есть те самые 20 минут, чтобы ребенок напитался вашим присутствием, теплом и любовью. И вы увидите – как по волшебству пройдут истерики и капризы, которые не дают вам покоя и нормальной жизни.

И одновременно я слышу в сказках Савельева, что они мужские. В сказках народов мира бывают истории женские и мужские. Но в силу того, что народное творчество чаще всего детям преподносили женщины: няни, кормилицы, то оно и приобретало больше женский оттенок. А здесь прямо из уст мужчины звучат фантастические истории, которые воспитывают в мальчике будущего мужчину. Мало того, их сюжет построен на реалиях нынешнего времени.

Сказка ложь, да в ней намек

Вообще, в сказках Савельева детей ждет множество волнительных приключений. Однажды медвежата любовались дельтапланом, парившим над лесом, потом попали на удивительные соревнования по мотогонкам, куда их привела сорока. И даже подержали в руках руль от “самого настоящего” мотоцикла! Но особенно взбудоражил их сюжет, когда медвежата, забыв наказ мамы держаться подальше от чужаков и охотников, выбежали на опушку леса. Там они услышали лай собак и стрельбу! И их любопытство едва не стоило жизни и им, и маме. А она, отвлекая охотников от своей берлоги, увела их в густую чащу и тем спасла своих детенышей. Вернулась к своим малышам только через два дня. Без сил и вся израненная. И как же стыдно было братьям-медвежатам за свой необдуманный поступок. Зато урок получили на всю жизнь!

– Многие современные сказки сильно меркнут в сравнении с историями медвежат из дремучего леса, – говорит Анастасия Стеблянко, – потому что в отличие от современных мульт­фильмов ребенок, который слушает сказку из уст мамы или папы, включает не только свой слух, но и воображение. Он видит сюжет в том контексте, в котором сам себе его представляет, и на том уровне развития, которому он соответствует.

Естественно, что чтение сказок действует намного эффективнее на малыша, чем просмотр мультиков по телевизору или смартфону. Развивает в нем усидчивость, внимание, творческие способности. И ничем другим это заменить просто невозможно!

Дети – продукт любви и вдохновения

И вот эффект!.. Нам, журналистам, представляют одного из “медвежат”: молодого, полного сил человека, Александра Савельева-младшего!

– Как же повлияли папины сказки на вас, ведь вы, получается, и есть продукт папиной сказкотерапии и домашней педагогики? Кем вы были в этих сказках – быстрым Васяткой или обстоятельным Мишуткой?

– Я – больше Мишутка. Сейчас это папино воспитание вылилось, например, в то, что в Казахстане меня знают. Я являюсь бизнес-тренером по продажам и коммуникациям. Меня приглашают выступать в другие страны. Написал и издал книгу “Крутые продажи” на казахском и русском языках. И когда встает вопрос, откуда ты взялся такой продвинутый, то отвечаю, что вообще не помню, чтобы папа нас чему-то учил!

Мы просто всё время слушали сказки, и они ассоциировались у нас с собственными переживаниями. И я думал: надо же, и у меня была такая ситуация, как у кого-то из героев.

Вроде просто так совпало. И вывод делал. И всем, с кем дружу, предлагаю поехать в город Текели, где живут мои родители, чтобы познакомить с ними и дать понять, откуда это. Школа, образование сейчас такие, что ребенку не особо хочется учиться. А папа через сказки прививал нам, к примеру, знания по биологии. Мы изучали, как растут деревья, откуда появляются муравейники. А потом ты идешь и получаешь пятерки в школе просто потому, что вечером сказку послушал…

– Сказки – это кладезь мудрости, – дополняет психолог Стеблянко.– Именно они дают ребенку представление об определенных базовых ценностях. Если у человека в этой системе на первой полке лежат отношения, любовь, доброта и лишь на 4-й, 5-й, 10-й полках – материальные блага, то в жизни он многое получает и многое может отдавать. Этот человек имеет опору в жизни и психологическое здоровье. К сожалению, в современных сказках нередко культивируется искаженная система ценностей. Такие я точно не рекомендую детям. В то же время есть сказки, которые полезно читать и взрослым.

В детстве, наверное, каждый встречался с историей, когда волшебница передает главному герою магический клубок нитей и предлагает бросить его перед собой: “Куда он покатится, туда и следуй за ним. Главное, всегда иди вперед и не оборачивайся. Если обернешься, всё волшебство пропадет и ты превратишься в камень”.

Казалось бы, в чем смысл? А в том, что, когда по жизни мы часто оглядываемся назад, причитаем, обвиняя кого-то в своих несчастьях, и негативно отзываемся о прошлом, в этот момент мы становимся каменными. Наш путь вперед обрывается. Такова метафора этой сказки. То же с историей про Буратино, который поддался на увещевания Лисы Алисы и Кота Базилио, зарыл 5 золотых монет на Поле чудес в Стране дураков. После чего и потерял всё.

А смысл в том, что настоящими ценностями надо пользоваться самим, здесь и сейчас! Не доверять их кому-то и не закапывать в землю до лучших времен.

Читать такие сказки гораздо полезнее, чем просматривать ленту в соцсетях. Тогда и система ценностей у вас и ваших детей будет формироваться ежечасно и ежеминутно.

Пазлы для обучения

Вопрос автору:

– Действительно ли сборник сказок теперь используют в школьном обучении?

– Сказки я стал писать спонтанно, – рассказывает Александр Леонидович. – Поначалу их оценила знакомая учительница в 1-й школе. Для ее учеников я стал печатать их и скидывать по одной. А они готовили по ним ролевые сценки в классе. Потом, когда вышла книга, они пригласили меня на презентацию. И я увидел своих героев уже на импровизированной классной сцене. Вместо костюмов на каждом исполнителе висела бирочка: “Медведь”, “Лиса”, “Сорока”. Там учили Мишутку, как делать зарядку. Принесли в класс елку. Других учителей, родителей пригласили, и даже 11-классников, которым тоже всё понравилось. А когда дело подошло к концу, учительница казахского языка сказала: ”Это так здорово, что я на своих уроках буду использовать”.

Сказки ведь можно читать хоть на казахском, хоть на русском, хоть на английском языках, даже не заглядывая в словарь!

Потому что смысл передан и перевод сделан так, что все абзацы совпадают.

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи