Опубликовано: 4700

Как Китай борется с бедностью

Как Китай борется с бедностью

В декабре 1978 года компартия Китая провозгласила курс на создание социалистической рыночной экономики. При сочетании двух систем: планово-распределительной и рыночной. В это время уровень бедности в стране зашкаливал. По официальным данным, за чертой бедности находился 31 процент из миллиардного тогда населения. Если же принять международные параметры, то в бедные можно было записать половину всех китайцев.

Главной сложностью для правительства стало признание наличия такой проблемы. Коммунисты сделали смелый шаг: проблема была признана во всем ее масштабе. Это стало мощным стимулом для руководства КНР покончить с бедностью в крупнейшей социалистической стране мира.

При анализе программы борьбы с бедностью поражает, насколько прозрачным был сам документ, составленный местными экономистами. Они использовали для контроля систему простых и понятных показателей. И почти без лозунгов. Сейчас такую систему назвали бы управлением по целям. А инструмент – KPI (ключевые показатели эффективности). Обычный инструмент для бизнеса. Но переформатированный под нужды государства. Эти показатели используются сегодня многими странами: уменьшение числа бедных за период, увеличение числа образованных, доступность медицинского обслуживания, увеличение дохода и накоплений рядовыми гражданами, улучшение качества питания.

Все эти показатели, так или иначе, перекликаются с местными причинами бедности: с низкой квалификацией работников, болезнями, неэффективным использованием финансовых средств, феодальной системой прописки сельских жителей, использованием земли, не способной к эффективному производству.

Таким образом, правительство КНР приняло понимание того, что борьба с бедностью – это не просто увеличение дохода конкретного человека, а создание цельной системы, которая будет охватывать всю экономику и социальную политику на пятилетки вперед.

Главной проблемой была бедность на селе. В 1978 году официально голодало 250 миллионов крестьян. В начале 1980-х годов после реформы прав собственности на землю в сельских районах начался экономический бум. С 1978 по 1985 год производство зерна в Китае увеличилось на 24 процента, хлопка – на 91. В это же время цены на зерно поднялись на 100 процентов. Kaк следствие, реальный доход крестьянина вырос в тот период на 169 процентов. В результате величина бедности в слаборазвитых районах Китая начала снижаться.

В промышленности государство активно создавало госпредприятия. Они были не так эффективны, как частные, но перед ними поставили другие цели: создать саму промышленность, отчасти наполнить рынок своими товарами и обеспечить работой бедные слои населения в городах. Один факт: в 1980‑х годах госсектор получал 90 процентов всех кредитов, тогда как выпускал меньше половины всей продукции.

В социальной сфере правительство КНР начало активное строительство больниц и школ в бедных провинциях. При этом особое внимание уделялось тому, чтобы туда приезжали работать хорошие специалисты из других регионов. Для этого существует множество программ, по которым различные госорганы передают субсидии в регионы. В результате сегодня все сельское население страны имеет доступ к медицине и среднему образованию, сравнимому по качеству с городским.

Меры по борьбе с бедностью включают в себя и увеличение квоты для учеников при поступлении в главные университеты страны и субсидии на питание для миллионов студентов. В бедных регионах проводится индустриализация с учетом местной специфики, создается система профессионального обучения и переквалификации.

После окончания очередного этапа проводится корректировка программ с учетом достигнутых результатов. Выявлялись новые проблемные зоны и уточнялось, как они могут быть решены. Так, например, согласно программе, действующей сегодня, китайским чиновникам запрещено ездить на импортных автомобилях, а из проблемных регионов и неперспективных населенных пунктов будет переселено 10 миллионов человек.

В итоге этой работы с 1978 по 1985 год число бедных на селе было сокращено на 17,8 миллиона человек, с 1986 по 1995 год – на 12 миллионов, с 1996 по 2005 год – на 8 миллионов человек. В целом по стране из бедности удалось вырваться сотням миллионов людей. Сегодня Китай достиг одной из целей тысячелетия, досрочно сократив численность бедных вдвое.

Является ли бедность государственной проблемой в Казахстане? Конечно да! Но признает ли это наше правительство? Не признает. Почему? Так удобнее.

Один из показателей бедности – уровень безработицы в стране. По официальным данным, безработица составляет 5,1 процента. Но если считать по правилам, это показатель естественной безработицы. В число же всех безработных надо включать и самозанятых. Тогда показатель будет 13,6 процента. А это уже 1 миллион 200 тысяч человек.

Специально или нет, но произошла подмена понятий. В результате самозанятые скрыты от статистики. Нет людей – нет проблем. Не нужно решать их трудности, нет нужды выделять деньги. В итоге сама проблема консервируется, а меры по борьбе с бедностью искажаются. Признание проблемы решило бы много проблем. Но создало бы другую – правительство фактически расписалось бы, что оно ничего не делало для того, чтобы бедных стало меньше.

Алматы

adil.urmanov@yandex.ru

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи