Сухая экономика не поможет
Из Алматы Абдулла Рапиев уехал в российскую столицу три года назад – в поисках путей развития казахстанского бизнеса. Этой же теме посвящена кандидатская нашего земляка, которую он в скором времени будет защищать в РУДН.
Начинал алматинский предприниматель Абдулла с поставок в Первопрестольную шырдарьинской вяленой и копченой рыбы.
– Когда вы планируете выйти на рынок, то предварительно делаете анализ, основанный на теории, – что, сколько стоит, и так далее. Но по факту есть масса нюансов. Мы изучили цены на воблу – 350 рублей за килограмм, а наша – 200 с доставкой. Но волки местного рынка выдвинули свои условия, на свой страх и риск мы привезли рыбу, москвичей в итоге что-то там не устроило, и мы были вынуждены сдать продукцию по их цене, поскольку у нас на руках был скоропорт. И лишь после поняли, что наша рыба чуть жирнее той же астраханской, соответственно быстрее портится. Ни один мониторинг рынка не дал бы нам этих знаний, – начал свой рассказ бизнесмен.
Кроме того, как известно, Москва – специфичный город со своими законами.
– Здесь вам не хватит сухой экономики и традиционных правил ведения бизнеса: в многонациональной российской столице каждый лоббирует свою продукцию – азербайджанец, армянин, узбек. Ваш товар может быть более конкурентоспособным, те же макароны: и качество высокое, и цена приемлемая, а их не берут на реализацию. Спрашиваешь у закупщиков: почему? Отвечают: мы макароны только азербайджанские продаем, потому что друзья их производят, – делится Абдулла Рапиев.
Далее, продолжает бизнесмен, ты заходишь в супермаркеты в центре города – и везде видишь одну и ту же продукцию.
– Такое ощущение, что ассортимента нет в принципе. Думаешь открыть свой магазинчик, где будет больший выбор, но в радиусе 700 метров от твоего дома находится 10 супермаркетов и несколько мини-маркетов. Территория “оккупирована”! И “оккупанты” диктуют потребителю, что покупать, поскольку альтернатива в виде конкурирующих сетей отсутствует. И в этих условиях задача наших производителей – пробиться в ритейл, то есть дойти до конечного потребителя, – говорит предприниматель.
От изоляции – к кооперации
Однако здесь проявляются проблемы уже казахстанского бизнеса.
– И первая из них – изолированность. В Казахстане я тесно работал с сектором МСБ и поражался: один казах не хочет, чтобы другой казах знал, чем он занимается. Бывало, наша делегация едет на бизнес-форумы за границу, и только там предприниматель узнает, что производит его знакомый! – рассказывает Абдулла.
Между тем в условиях высокой конкуренции на российском рынке и сверхвысокой – на московском, а также в свете вступления страны в ВТО отечественным производителям следует объединиться в кооперации, уверен бизнесмен:
– В идеале можно объединить производителей в единый бренд. Например, на российском рынке сейчас хорошо продается продукция из Марокко, особенно цитрусовые. На уровне королевства создаются отраслевые объединения, в которые заходят все производители. Они приводят продукцию к единому стандарту. Даже упаковочные мешки должны быть одинаковыми, не говоря о том, что в них должны расфасовываться мандарины одного сорта. Не дай бог попадутся разные сорта – твою продукцию развернут, всю тонну. Либо спишут 10 процентов и выпишут огромный штраф за поставку такого товара.
На первых порах, до создания странового бренда, можно запускать кооперативы в рамках регионов: Южно-Казахстанская область, к примеру, бахчевые, Северо-Казахстанская – мука, мясо.
– У нас на одну область по 20 производителей колбасы приходится, а цены все равно высокие – из-за отсутствия тех же пресловутых объемов. Пока нет объема, на экспорт наши предприниматели не выйдут. Остается укрупняться за счет коопераций. Пусть объединяются в 5–6 компаний, чтобы не было монополизации по направлениям, и совокупно создают тот же продукт, но уже в больших масштабах. Это позволит избежать тех ситуаций, когда к нам приходит оптовик, заказывает одну тысячу тонн продукции, а нам приходится автоматически брать 500 тонн у одного производителя, 500 – у другого. И у каждого – разная упаковка, разные стандарты, разные сорта, разное качество в конце концов. А заказчику нужна тысяча тонн продукции одного стандарта! Российские партнеры в этих вопросах крайне принципиальны и четко прописывают требования. Тем более я, как трейдер, не могу заходить в торговые сети с каждым по отдельности, – отмечает наш собеседник.
И добавляет, что создание коопераций автоматически сняло бы вопрос с кадрами:
– Зачастую мелкие предприниматели, не имея возможности нанять профессионального управляющего, сами становятся и швецом, и жнецом. А кооперация оптимизирует кадры и решит эту проблему. Плюс можно открыть лабораторию по разработке стандартов и привлечь центр стандартизации.
Скинхедов бояться – в бизнес не ходить
По словам Абдуллы Рапиева, в Астане уже намерены создать кооперации – глава столичной ассоциации предпринимателей “Сарыарка” Данияр АХТАЕВ на встрече с бизнес-сообществом обсуждал данный вопрос.
Тем временем в самой Москве с февраля того года действует торговый дом по оптовой продаже казахстанской продукции. 300 продуктовых позиций поставляют 15 поставщиков из РК. Работа ведется с 20 торговыми точками российской столицы. Торговый дом имеет также представительства в Санкт-Петербурге и Томске.
– За два первых месяца работы наш ежемесячный оборот с нуля достиг 10 миллионов тенге. Ежемесячно продавали 10 тонн продукции, в данный момент – 80 тонн в месяц, скачок связан с бахчевыми. ЮКО и Кызылорда поставляют 10 тысяч тонн дыни, пять тысяч тонн арбуза. Мы имеем договоры с крупными поставщиками овощей и фруктов в федеральные сети РФ, которые готовы покупать огромные объемы из Казахстана – лук, морковь, свеклу, картофель, капусту, – рассказывает бизнесмен.
Вообще, говорит наш собеседник, вариантов выхода на московский и российский рынки вообще не так много.
– Первый: ты сидишь дома, приезжает крупный оптовик – логист или дистрибьютор, покупает за копейки твою продукцию, везет на свой склад, проводит небольшую обработку. Например, убирает первый слой капусты, загоняет белокочанную в сетку по стандартному весу, по 7 килограммов, и продает в два раза дороже. При этом нам никто не мешает открыть склад, поставить двоих рабочих на среднюю зарплату в 150 тысяч тенге и организовать продажи собственной продукции. Но мы до сих пор этого не сделали, всё какие-то фобии испытываем, в сказки страшные верим про скинхедов, которых я, кстати, ни разу не встречал, – говорит Абдулла.
Второй вариант: открыть офис, арендовать склад в Москве и реализовывать продукцию.
– На содержание всего этого у тебя ежемесячно будет уходить до 5–7 тысяч долларов – это не каждому производителю по карману. А тебе еще нужно постараться продать свой продукт, раскрутить его. Можешь обратиться за поддержкой в наши финансовые институты, но они больше ориентированы на крупных производителей. Учитывая эти нюансы, мы решили создать платформу: складские помещения для хранения и выставочный зал, где будет представлена наша казахстанская продукция, которую можно дегустировать, забирать бесплатно домой на пробу, – рассказывает Абдулла.
Отечественные поставщики платят лишь за аренду складов, аренду торговой площади оплачивает сама казахстанская компания – владелец торгового дома.
– То есть со своей стороны мы обеспечиваем логистику, маркетинг, но при условии: сколько продадим – столько и заплатим производителям. Мы хотим максимально перешагнуть посредников и постараться напрямую продавать товары розничным точкам. Так у нас появится возможность продавать отечественный продукт по достойной цене, а не по копеечной, как это было до сегодняшнего дня. Второй акцент – на узнаваемости. У многих граждан постсоветских стран сохранилось представление об экологичности и высоком качестве нашей продукции. И если не просто поставить макароны и печенье, а оформить полку “Сделано в Казахстане”, приклеить стикеры “I love KZ”, наша продукция будет лучше расходиться, – уверен Абдулла Рапиев.
Сегодня москвичи могут приобрести алматинскую колбасу и варенье, шымкентские макароны, консервированные салаты и вяленую рыбу также из южных регионов страны. Налаживает команда Абдуллы Рапиева контакты и с северными областями республики. И хотя ставка делается на нескоропортящихся продуктах, деликатесы типа казы, курта и кумыса в торговом доме тоже можно купить.
– Нам выгоднее работать с менее известными производителями, которые в отличие от крупных не ставят большую маркетинговую наценку на свою продукцию. Кстати, по сути, эта наценка действует только на внутреннем рынке, на внешнем не имеет значения, от кого макароны – от “Султана” или другого производителя, – замечает предприниматель.
Сейчас компания Рапиева развивает формат shop-in-shop – магазин в магазине.
– В супермаркетах будут выделены бренд-зоны для нашей казахстанской продукции, это гораздо выгоднее и эффективнее открытия собственной торговой точки. Также в ближайшее время мы запускаем первый интернет-магазин отечественной продукции в России. Так что, как говорится, көз қорқақ – қол батыр, – отметил в заключение Абдулла Рапиев.
АСТАНА
АЭС
В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции
Налоговый кодекс РК 2026
Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году
Убийство Яны Легкодимовой
Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок
Алматы
Элизабет Турсынбаева рассказала, почему не смогла сдать экзамен на получение водительских прав
МРП 2026
МРП на 2026 год утверждён в Казахстане
Землетрясение
Сведения о разрушениях на линию 112 не поступали - ДЧС Алматы
Бокс
Мельдоний у Алимханулы: кто еще из Казахстана попадался на "советском" допинге
Футбол
Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана
Астана
В Астане девушка спрыгнула с моста
Азербайджан
Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии
Шымкент
Наркомагазины с миллиардными оборотами ликвидировали в Казахстане спецпрокуроры
Иран
Иран заявил о полном прекращении обогащения урана
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Нефть
Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана
Закон
Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи
Туризм
Отменят ли "всё включено" в Турции
Медицина
Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу
