Опубликовано: 5500

Как будут разгонять смог в Алматы

Как будут разгонять смог в Алматы Фото - Тахир САСЫКОВ

Японию, Францию и другие страны в качестве примера взяли разработчики двухгодичной программы по очистке воздуха Алматы. Предлагают, например, льготное кредитование для проведения газопровода в частный сектор, перевод автобусов на газ и многое другое. Но как скоро все преобразования мы почувствуем своими легкими?

В индексе загрязнений Numbeo, который выводится на основе опроса респондентов по таким критериям, как удовлетворенность качеством воздуха, питьевой воды, парками, зелеными зонами и так далее, Алматы занимает 214-е место из 297 городов мира. Уровень загрязненности воздуха в южной столице почти в 4 раза выше, чем в Москве или Варшаве. По данным центра гидрометеорологического мониторинга РГП “Казгидромет” за 2015 год, индекс загрязнения атмосферы ИЗА5 (он включает измерения концентрации фенола, формальдегида, диоксида азота, оксида углерода и других веществ) составил 9,7. В 2014 году – 10,5, в 2013-м – 11,8. Показатель прошлого года хоть и изменился в лучшую сторону, но все же радоваться рано. Двухгодичная программа улучшения атмосферы в мегаполисе составлена с учетом конкретных данных и ситуации в городе, говорит руководитель управления природных ресурсов и регулирования природопользования Еркебулан ОРАЗАЛИН:

– Не секрет: 80 процентов всех выбросов приходится на автотранспорт – более 230 тонн в год. Ежедневно в город заезжает более 250 тысяч автомобилей, зарегистрировано 550 тысяч. Отсюда и такие цифры. На втором месте – стационарные источники выработки тепло- и электроэнергии, как ТЭЦ-1, -2, которые дают 12 процентов выбросов. На третьем – частный сектор, 6 процентов. И только на четвертом месте – промышленные предприятия – всего 2 процента выбросов. Поэтому план предусматривает в первую очередь экологизацию городского автотранспорта. Ранее были закуплены автобусы, работающие на газе. В 2016 году за счет средств частного инвестора планируется купить еще 200 автобусов, первые 100 выйдут на маршруты уже в апреле. Всего в Алматы более 1 400 единиц пассажирского транспорта, из них 800 будут работать на газе.

Газификация транспорта влечет за собой развитие инфраструктуры – автозаправочных станций. В городе шесть таких, которые заправляют компримированным природным газом (КПГ). По сжиженному газу ситуация более продвинутая – его используют более 30 тысяч автолюбителей, в городе около 50 заправок. С точки зрения экологии КПГ чище, чем сжиженный газ. С ростом цен на бензин многие автолюбители за счет кредитов переоборудуют машины с бензина на сжиженный газ. При этом возможность эксплуатации на бензине остается. В планах на ближайшие два года – строительство двух дополнительных АЗС и установка моноблоков КПГ на 13 действующих заправках. А также внесение изменений в законодательство, чтобы машины на чистом топливе освобождались на определенный период от уплаты налогов. Этот вопрос будет отрабатываться на республиканском уровне.

Мы начинаем переоборудование коммунальной техники – снегоуборочных, поливальных машин, мусоровозов, автомобилей службы спасения – на природный газ. Работа поэтапная, чтобы не срывать графики обслуживания населения.

Конечно, все эти “точечные” мероприятия за два года полностью воздух не очистят. Но они определят нашу долгосрочную политику.

Льготные кредиты для частного сектора

– А как быть с частным сектором, где люди топят печи углем и дровами? Ведь это не от хорошей жизни…

– По данным управления энергетики, в городе более 8 тысяч частных домов не имеют централизованного газоснабжения. Только в 2014 году к Алматы присоединили 23 тысячи гектаров, появились новые районы. Нужно понимать, какая это огромная территория! Действительно, проблем накопилось там много – разбитые дороги, подтопление домов, отсутствие объектов соцобслуживания. В отдельных случаях у людей просто нет технической возможности подключиться к газопроводу. Для этого на бюджетные средства к этим домам будет проведено 60 километров газопровода. Бывает, что труба проходит, но население не подключается, это затратное мероприятие. Услуга находится в конкурентной среде, цены колеблются от 200 до 300 тысяч тенге. Чтобы помочь алматинцам провести в дома газ, будет работать услуга по льготному кредитованию.

Приехал в гости? Оставь машину

– Тема ограничения въезда автомобилей в город обсуждается не первый год. А что в итоге решили?

– В минувший вторник на совещании в Алматы эту тему затронул глава государства. Он предложил проработать вопрос так, чтобы это не отразилось на людях, которые приезжают в мегаполис на работу из близлежащих сел и городов. Просто взять и ввести ограничение на въезд мы не можем.

Рассматриваются варианты, например, выделение земельных участков под строительство многоуровневых парковок на въезде в Алматы. Оттуда будут идти автобусы в разные части города.

В прошлом году хороший эффект мы получили от введения спецполос для общественного транспорта. Всего их 12 километров. Управление пассажирского транспорта хочет довести до 100 километров, что повысит транзитность и скорость передвижения по улицам. Возможно, отдельные въездные группы с территории области также будут иметь спецполосы. Например, Кульджинский тракт.

Велосипед горожанам в помощь

– Вы изучали опыт крупнейших городов мира, в которых успешно работают программы очистки воздуха. Какой из них может перенять Алматы?

– Нурсултан Назарбаев говорил об опыте Токио, где проблема экологии стояла остро, но ее смогли решить, когда свели до минимума выбросы всех основных источников загрязнения в атмосферу. Этим мы как раз и занимаемся. Недавно в Алматы приезжал датский архитектор Ян Гейл, он выступал за новые подходы в городском благоустройстве, чтобы максимально вытеснить из городской среды автотранспорт. Основная идея – в каждом районе должна быть развитая инфраструктура, чтобы было комфортно передвигаться пешком, на велосипеде, автобусе.

Так, уже рассматриваются для проектирования центральные улицы Алматы: где будут расширены зоны для пешеходов, а где будет ездить только общественный транспорт. Возможно, ограничения по движению транспорта введут в выходные дни.

На республиканском уровне это переход на стандарты топлива евро-5. Если машины будут ездить на чистом бензине, на 80 процентов снизится загрязненность воздуха в Алматы. Это факт.

– Многие алматинцы готовы пересесть на велосипеды, да только в городе катастрофически не хватает велодорожек…

– Общая протяженность велодорожек – 24 километра. Где-то они недостаточно комфортные для передвижения. Совместно с управлением архитектуры мы разрабатываем новую концепцию благоустройства города, предусмотрен регламент – что из себя должна представлять проезжая часть, какими должны быть велодорожки, зона для пешеходов. Параллельно будет идти работа на городских улицах. Протяженность велодорожек вырастет в разы. Уже в этом году алматинцы увидят все перемены.

– Какие предложения поступали от населения?

– Когда обсуждалась программа развития Алматы до 2020 года, поступило несколько тысяч предложений, касающихся благоустройства, озеленения. Из них четыре включены в программу. Это разработка единого проекта арычной сети, отвода ливневых вод. Арычная сеть города строилась в советское время и доходит до проспекта Райымбека, а ниже единого проекта нет. Географическое положение Алматы дает отличную возможность отводить воду, использовать ее для полива. А мы этим не пользуемся!

Лесопарки в степи – не фантастика!

– На одного алматинца приходится всего 12 квадратных метров парковых зон. А ведь зеленые насаждения – это лучшие фильтры для очистки воздуха…

– Конечно, парковые зоны без учета присоединенных территорий достаточно малы. Например, в Варшаве на одного жителя приходится 40 квадратных метров парков. В Алматы более 1,5 миллиона деревьев. Эти цифры относятся к землям общего пользования. И в статистику не входит территория природного парка. В 2016 году пройдет инвентаризация всех деревьев, я думаю, показатели возрастут. Разрабатывается генеральный план развития Алматы до 2030 года. Вместе с управлением архитектуры мы планируем озеленить одну треть городской территории, до 14,5 гектара, создать лесопарки в нижней части города, вдоль автодороги БАКАД и на свободных земельных участках в районе аэропорта, ТЭЦ-2, индустриальной зоны в Алатауском районе. Параллельно будут создаваться система орошения, возрождаться питомники. Ранее в Алматы работал огромный питомник АО “Зеленстрой”, площадью 50 гектаров. К сожалению, сегодня он бездействует, а организация – банкрот. С инвесторами прорабатывается вопрос, чтобы его реконструировать и выращивать здесь разные сорта деревьев для городского озеленения.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи