Опубликовано: 300

К этой сезонке надо будет привыкнуть: летом – триппер. Зимой – “коронка”. Сергей Туник об итогах недели

К этой сезонке надо будет привыкнуть: летом – триппер. Зимой – “коронка”. Сергей Туник об итогах недели

Деревья рубят – штрафы летят. Неделю назад в Алматы снесли 13 вполне здоровых и взрослых деревьев – 9 дубов и 4 вяза. Но, как поется в известной песне, “недолго музыка играла, недолго фраер танцевал”. Уже во вторник виновных пригласили в городскую прокуратуру для дачи ложных показаний. Там лесорубы быстро во всем сознались. И со штрафом согласились. Ну выплатят они эти 140 тысяч тенге. А что дальше? Дурной пример иногда

заразителен своей монетизацией.

Деревья были большими. Если грамотно их распилить и превратить в качественное сырье для мебельщиков по нормальной цене, то все штрафы легко можно засунуть в область таза. Но тут в ситуацию вмешался сам Президент страны – Касым-Жомарт ТОКАЕВ, который поручил акиму южной столицы Бакытжану Сагинтаеву “инициировать привлечение виновных к ответственности”. Так что вполне заурядное дело (алматинцы не первый год фиксируют массовую вырубку зеленых насаждений) приняло серьезный оборот.

Отвлекусь на 2 факта. Первый: по словам министра экологии Магзума Мирзагалиева, наказание за незаконную вырубку ужесточено – штраф вырос вдвое. А вместо 1 снесенного дерева теперь придется высадить 10. И второй: 13 августа Магзум Маратович сказал, что количество деревьев в Алматы нужно увеличить с 2,2 миллиона до 3 миллионов штук. И это “предусмотрено дорожной картой по решению экологических проблем города”. Здраво.

Допустим, виновные в незаконном уничтожении зелени в городе посадят вместо 13 дубов и вязов 130 дубов и вязов. Но будут ли они отвечать за то, чтобы они принялись и выросли? Кто и за чей счет будет их поливать-ухаживать?

Может, в Экологический кодекс надо ввести и норму – пусть убийцы зелени платят такие “алименты”, пока “дети” не вырастут. Ау-у, парламент, как вам такое предложение? Еще не поздно внести на рассмотрение?

Кстати, в среду в минэкологии обсуждали “дорожные карты”, призванные улучшить экологическую ситуацию в регионах. В 10 городах страны – высокий уровень загрязнения воздуха, поверхностных вод и прочие рукотворные напасти. Это в Нур-Султане, Алматы, Караганде, Темиртау, Атырау, Актобе, Балхаше, Усть-Каменогорске, Жезказгане и Шымкенте. И если поэтапно реализовать все шаги, как считают в министерстве, высокий индекс загрязнения можно снизить до среднего уровня. А как, если министерство индустрии и инфраструктурного развития до конца года планирует запустить 178 новых промышленных проектов?

По сути, экологи одной ногой – в правовом экополе, другой – в области понимания, что экономику тоже надо как-то поднимать. А между ними угрожающим дамокловым мечом болтается суровая COVID-действительность?

Тут у меня еще одно рацпредложение попутно вылупилось. Почему бы не внести в Экологический кодекс обязательство для всех новых производств – взращивать вокруг предприятий заборы из деревьев и кустарников? Открываешь цех по переработке сажи или пошиву лифчиков – сажай. Не посадил ты – посадят тебя. Или огромный штраф! Чем не решение экопроблемы?

Неделя без вируса – как свадьба без драки. На неделе главный вирусолог российской академии наук Георгий Игнатьев заявил, что COVID-19 и его мутации станут таким же сезонным заболеванием, как обычный грипп. На что приятель-инфекционист отреагировал профессионально: “Ну да, весной и осенью – аллергии. Летом – триппер из отпуска. Зимой – “коронка” от коллег и родственников. В этом мире сейчас трудно что-то изменить. А ты мне про какие-то срубленные деревья”.

В среду полиция Туркестанской области сообщила: на границе хлопнули 254 коробки с просроченными лекарствами на 34 миллиона тенге. Их везли из России в Узбекистан. Понятно, что это не гуманитарная помощь. Банальная контрабанда.  Коронавирус впечатывается в мозги: как COVID-19 превратился в нейтронное оружие

Но когда “коронка” свирепствует, то и рыбный жмых болезным панацеей покажется.

Странно, но в этот же день наш минздрав начал готовить приказ о запрете экспорта самых востребованных медпрепаратов и средств индивидуальной защиты. Мало ли: а вдруг самим не хватит? Да, чужая “просрочка” – это не наши проблемы. Но с соседями надо дружить честно… 

Съезд бывшей Коммунистической, а ныне просто Народной партии Казахстана выдвинул на неделе в парламент аж 125 кандидатов. Рекорд! И при этом выдержал квоту по женщинам и молодежи – в сумме 36 процентов. Секретарь партии Жамбыл Ахметбеков не скрывал удовлетворения. Но интонации спича и лицо лидера демонстрировали явно другие ожидания. Всё правильно: проси у электората верблюда – получишь барана. 125 – на такое количество раньше только “Nur Otan” замахивался. Но в этой выборной кампании партия власти выстрелила еще кучнее: предложила 126 своих кандидатов на 107 мест! Остальные – “Ак жол”, “Ауыл”, ОСДП, “Адал” – до 3–4 десятков своих лучших людей выдвинули.

Конечно, все претенденты – и бывшие коммунисты, и действующие капиталисты – понимают, что власти где-то вожжи из-за коронавируса ослабили.

Поэтому каждой партии придется доказывать своим избирателям свою необходимость. Неважно, касается это вырубленных деревьев, сдыхающего малого и среднего бизнеса или повсеместного внедрения Интернета. 10 января покажет.

Алматы

STunik@caravan.kz

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи