Опубликовано: 5200

История одной фотографии

История одной фотографии

Первые месяцы независимости нашей страны запомнились неожиданными яркими визитами европейских и американских дипломатов.В марте 1991 года в Алматы, в уже суверенный Казахстан, впервые прибыл госсекретарь США Джеймс БЕЙКЕР. С ним солнечным утром высадился в аэропорту целый десант шумных, одетых в необычные для нас брендовые прикиды и вооруженных

новейшей видео- и фотоаппаратурой американских корреспондентов телевидения, радио, репортеров газет, экспертов и аналитиков.

День рождения без барбекю?

С рабочей группой чиновников госдепа мы познакомились за неделю вперед, а за несколько дней до визита заранее прилетела часть охраны Бейкера. Не помню уже всех подробностей, но вели они себя довольно свободно, расспрашивали о семье и хобби, попросили меня (я тогда работал в пресс-службе нашего Президента) найти уютный ресторан для проведения дня рождения кого-то из сопровождавших высокопоставленного чиновника лиц. Тогда еще в Алматы в ресторанах не умели готовить так, как сейчас, – в основном в меню были борщ или пельмени, сосиски, сметана, котлеты по-киевски, компот или чай № 36. Иностранцам же нужна была хорошая кухня – профессиональный повар, вкусное парное говяжье мясо, индейка, настоящий кофе и возможность полакомиться здесь барбекю. Тогда единственным таким местом в городе был кооперативный ресторанчик в подвале жилого дома на Курмангазы – Панфилова. Они пригласили на праздничный вечер несколько сопровождавших их в Казахстане наших ответработников, владевших английским. Встреча получилась неформальной, мы вместе пели всем известную песню Happy birthday to you.

Когда на следующий день в аэропорту Алматы мы встречали высокого гостя из США, несложно уже было договориться с приятелями-американцами, чтобы наши журналисты ТВ, газет, информ­агентств первыми успели подойти и взять интервью у Бейкера. Ведь встречать его приехали десятки иностранных корреспондентов из разных стран Азии, Европы, Америки…

Самый важный вопрос для планеты

В Алматы решался на самом высоком уровне важный для планеты вопрос о ядерном оружии Казахстана, доставшемся ему в наследство от СССР. После распада Советского Союза Казахстан, конечно, приобрел статус ядерной державы наряду с Россией, Украиной и Беларусью. На пусковых шахтах в бескрайних тургайских степях Казахстана, близ Державинска, готовые взлететь в небо в любую секунду продолжали нести боевое дежурство 108 сверхсовременных межконтинентальных ракет, кажется, СС-18 и СС-20 с 10 боеголовками каждая (всего 1400 боеголовок). Кроме них, на территории Казахстана возле Семипалатинска было размещено 40 стратегических бомбардировщиков Ту-95 МС с 240 крылатыми ядерными ракетами. Они вылетали на охрану границы аж на Дальний Восток. Здесь же, в Курчатове, остались работать тысячи самых опытных в мире ученых-ядерщиков бывшего СССР. Действовали уникальные объекты для испытания ядерных устройств и запуска ракетно-космической техники (Байконур, Семипалатинск, Сары-Озек). В Степногорске, в Кокчетавской области, близ Шымкента шла добыча урана. В Усть-Каменогорске действовал единственный в Союзе атомный завод. В общем, западные политики и ведущие СМИ этих стран стали с беспокойством открыто обсуждать в прессе возможность утечки умов и урана из Казахстана в Иран и Пакистан. Регулярно “прилетали утки” со страниц западных газет и журналов о том, что такой-то ученый или группа ядерщиков из Курчатова перебрались в Тегеран в погоне за высокой зарплатой. Недавно бывший министр иностранных дел РК, а сейчас заместитель Генсека ООН Касым-Жомарт ТОКАЕВ рассказал о том, что тогдашний лидер Ливии Муаммар КАДДАФИ написал письмо нашему Президенту с советом ни в коем случае не соглашаться с Западом и не отдавать ядерное оружие, оставить его себе. Обещал десятки миллиардов долларов помощи молодому государству. Наверное, были и другие такие советчики, история о них пока умалчивает.

Встреча в яблоневом саду

В декабре 1991 года, когда в Алматы в Доме дружбы на улице Курмангазы был одобрен всеми руководителями советских республик договор об упразднении СССР, Казахстан подписал с Россией, Украиной и Беларусью “Соглашение о совместных мерах в отношении ядерного оружия”. Три страны обязались не применять ядерное оружие первыми, совместно осуществлять управление ядерным оружием из единого центра, вопрос о его применении решать только по согласованию со всеми президентами, не передавать его в третьи руки и до 1 июля 1992 года передать Москве тактическое ядерное оружие. Что касается стратегического ядерного оружия, то, по-моему, тогда Казахстан выступал за укрепление режима его нераспространения, обязуясь не передавать никому технологию, ядерные материалы и средства, но сам пока еще не отказался от статуса ядерной державы. Вот тогда и зачастили к нам важные персоны из США и Европы. Приехал Бейкер. Встреча нашего Президента Нурсултана Абишевича НАЗАРБАЕВА и госсекретаря США проходила в роскошной государственной резиденции в верхней части города, в яблоневом саду. Конечно, Джеймс Бейкер прилетел в Казахстан с одной целью – уговорить отказаться от ядерного оружия. Надо подчеркнуть, что встреча была конструктивной. Но переговоры, видно, были непростыми – это заметно, судя по серьезным лицам участников переговоров на снимке многолетнего личного фотографа главы государства – Иосифа БУДНЕВИЧА.

За скупыми строчками хроники

И Д. Бейкер, и посетившие позднее Казахстан, насколько мне помнится, министры иностранных дел Великобритании и Франции Д. Хэрд и Р. Дюма, а затем заместитель госсекретаря США Р. Бартоломью – все открыто говорили, что не хотят расширения круга ядерных держав. Если Казахстан останется в статусе ядерной державы, считали они, это может подстегнуть ядерные амбиции других государств.

И в то время, когда другие страны стремились незаконно завладеть атомной бомбой, наш Президент Нурсултан Назарбаев выбрал единственно правильный вариант, и во время официального визита в США в мае 1992 года Казахстан присоединился к Договору о нераспространении ядерного оружия в качестве безъядерной державы. В обмен на гарантии США обеспечить безо­пасность Казахстану. Как сообщают сухие хроники тех лет, уже в декабре 1994 года Россия, США и Великобритания обязались не применять силу против территориальной целостности и политической независимости Казахстана, отказаться от экономического принуждения. Такие же гарантии потом прислали нам КНР и Франция. В мае 1995 года последние ядерные боеголовки увезли из страны. Мы де-факто стали безъ­ядерными.

Вот такая непростая история одной фотографии.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи