Опубликовано: 2100

История длиною в век

История длиною в век

За сто лет Свято-Вознесенский кафедральный собор в Алматы пережил многое: разрушительное землетрясение, грабежи, перепланировку, многочисленных арендаторов. Но, несмотря на невзгоды, остался одним из главных исторических памятников бывшего города Верного.

Представить южную столицу без Вознесенского собора так же невозможно, как Москву без собора Василия Блаженного. Или Санкт-Петербург без храма Спас на Крови, Исаакиевского, Троицкого соборов. Это знаковые постройки. И их история полна таинственных событий.

Многие алматинцы, например, помнят, как в 1994 году во время первого за последние 66 лет богослужения над собором засияла радуга, она была видна в течение нескольких минут в очень необычном ракурсе – практически против света! Хотя погода в тот день была ясная, без малейшего намека на дождь.

Ноу-хау Зенкова не подвело

Землетрясение 1887 года разрушило практически все городские постройки. Затронуло оно и кафедральный собор Туркестанской епархии, стоявший на месте современного Свято-Вознесенского. Как свидетельствуют исторические летописи, руководство Верного тогда решило перенести город в другое место. Посоветовались по этому поводу с инженером Андреем Зенковым. На что тот ответил: “Незачем переносить – строили неправильно, вот и снесло. А мы построим как следует – и будет стоять век. Ни одно землетрясение не шелохнет”.

Многие архитекторы тогда считали, что в “городе на вулкане” нужно строить либо глухие деревянные коробки, либо одноэтажные, плоские, прижатые к земле дома с толстыми стенами и мощным фундаментом. Но Зенков возражал: нужны цемент, железо и дерево. И не прогадал!

Строительство здания началось в 1904 году по проекту архитектора Борисоглебского. Зенков смело пошел на пересмотр утвержденного Священным синодом проекта, внеся в него ряд изменений. Основным строительным материалом была голубая тянь-шаньская ель.

При строительстве собора многое применялось впервые в Семиречье: железобетонные конструкции, антисептики для обработки древесины, приточно-вытяжных систем вентиляции… Ведь строители впервые возводили высотное здание (до подкрестного шара колокольни – 41,4 метра!) с учетом его сейсмической устойчивости. При устройстве фундаментов кирпичный цоколь был заменен армированным бетонным, что обеспечило надежную основу сооружению. По углам и в простенках срубы скреплялись сжимами из деревянных брусьев, стянутых болтами. Стропила укрепляли металлическими связями и скобами.

Несмотря на такое обильное использование металла в конструкциях, до сих пор о соборе говорят как о диковинке, построенной “без единого гвоздя”. Дело в том что силовые конструкции собора не имеют жестких “гвоздевых” соединений. “Хождение” конструкций во время подземных толчков обеспечивали пазы для болтов длиной около 30–40 см.

Завершилось строительство в августе 1907 года. Разрушительное землетрясение в январе

1911-го стало серьезным испытанием для нового храма. В то время как многие здания разваливались в считанные минуты, собор лишь слегка покачивался.

Грабили все кому не лень

Гораздо больше, чем от природной стихии, собор пострадал в годы революции. В 1929 году были сброшены колокола со звонницы Свято-Вознесенского кафедрального собора, уничтожен удивительный по своей красоте трехъярусный иконостас с позолоченной резьбой, разворованы вся церковная утварь, иконы. Уникальная библиотека не нашлась до сих пор.

Сначала в здании разместилась радиостанция, затем республиканский краеведческий музей – именно здесь работал знаменитый “хранитель древностей” Юрий Домбровский.

Понятно, что потребовалась капитальная реконструкция собора. К этим работам в 1934 году снова привлекли Андрея Зенкова. Мастер возвел новые перекрытия так, что они имели независимые конструкции. Ему удалось сохранить красочную мозаику полов и росписи потолков, маскируя их настилами и обшивкой…

Только в 1994 году было решено, что здание должно функционировать как действующий собор-музей. А уже через год собор официально был передан в бессрочное и безвозмездное пользование Алматинской и Семипалатинской епархии. Три года ушло на демонтаж галереи второго яруса, старой системы пожаротушения, замену прогнивших венцов в основании здания колокольни. Был построен временный иконостас. Еще в соборе заменили систему отопления, для того чтобы поддерживать в храме особый микроклимат, необходимый для сохранности икон и настенных росписей.

Символ возрождения

В прошлом году начались работы по восстановлению утерянного иконостаса. По двум сохранившимся архивным фотографиям был составлен компьютерный макет. Работы ведутся местными мастерами, при соборе действуют мастерские иконописцев и золотильщиков. Иконы пишутся в канонических традициях православной церкви. В храме с гордостью говорят, что воссоздаваемый иконостас собора может превзойти утраченный!

Елена КОЭМЕЦ, Руслан ПРЯНИКОВ (фото)

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи