Опубликовано: 2750

Истоки древнего праздника

Истоки древнего праздника

Весенний праздник наши предки отмечали с размахом – с песнями, богатым дастарханом, а также с обновками – об этом свидетельствуют исторические записи и находки археологов.Наурыз всегда был по-нас­то­яще­му народным праздником, днем пробуждения весны и началом земледельческих работ. Как писал Омар Хайям: “Тот, кто в день Науруза празднует и веселится, тот будет жить до следующего Науруза в веселии и

наслаждении”. Ведь именно в этот период проводятся вспашка поля, посев семян, перегон скота.

Известный казахстанский ученый-археолог Кемаль АКИШЕВ, отмечая архитектурную особенность кургана Берккары (Таласская долина), писал о том, что каменные выкладки вокруг курганов “отражали существовавшие в ту эпоху религиозные и космогонические представления сакских племен”. Так, в момент восхода солнца в день Наурыза по знаку жреца правитель возглашал: “Вот новый день Нового года!”, тем самым открывая длительный праздничный цикл возрождения природы.

Арабские халифы отмечали праздник пышно

День весеннего равноденствия в жизни народов Средней Азии и Казахстана до сих пор имеет огромное значение. Он является тем временным промежутком, когда завершены работы уходящего года и начинается подготовка к сельскохозяйственным работам нового цикла. Это образная грань между прошлым и будущим. Для большинства народов Наурыз – точка отсчета возраста человека, “всеобщий день рождения”.

– Первым из мирских праздников великий ученый из Хорезма аль-Бируни называет именно праздник весны – Нооруз, Навруз, или Наурыз, – говорит ведущий научный сотрудник Института археологии А. Х. Маргулана кандидат исторических наук Арнабай НУРЖАНОВ. – Наурыз четко привязан к астрономическому движению Солнца. Древнее значение персидского слова “руз” – “свет” и “луч света”, а значение персидского слова “навруз” в древности было “новый свет” или “новый луч”. Это был веселый праздник. По преданию, Наурыз нравился пророку Мухаммеду, и первые арабские халифы широко распространили праздник в халифате, отмечали его очень пышно.

Семь яств на дастархане

В наших краях в праздник были привнесены и элементы языческих тюркских обрядов. Наурыз относится к празднествам, сложившимся на основе культа умирающего и возвращающегося божества, говорит ученый. Причастность к аграрному культу выражалась в таком ритуальном действии, как шествие с цветами, – “праздник красной розы”, связанный с древнейшим культом умирающего и воскресающего бога, кровь которого якобы появляется ежегодно в красных лепестках розы.

Что интересно, танцы и борьба происходили вокруг костра при свете его пламени. На музыкальных инструментах играли только девушки и женщины, а танцевали и пели юноши и мужчины. Празднество длилось до полуночи.

– По обычаю предков для приема гостей в честь Наурыза на дастархан ставили семь яств, названия которых должны были начинаться на букву “ш” (по-арабски – шин), праздничные блюда привычно назывались “семь шинов”, молоко (шер), чай с молоком (широб, или ширгай), молочная рисовая каша (шир биринч), варенье из сока тутовника (ширин), халва из пережаренной муки, сахарный сироп из ягод тутовника, молочный суп с тыквой (шир кади), – продолжает наш собеседник. – Молоко символизировало чистоту, чай (вода) с молоком – источник всего живого, молочная каша – достаток, халва – дружбу, варенье из сока тутовника – плодородие, молочный суп – радость жизни. Этот обычай – ставить на стол семь блюд, готовить наурыз-коже из семи компонентов – сохранился по сей день. На край дастархана ставили свечу – в знак почитания огня, и клали гребень, символизирующий женскую красоту.

О чем говорят летописи

Как рассказал нам археолог, в письменных источниках казахстанские ученые обнаружили такие любопытные факты, как принесение жертвы в праздник Наурыз. Тем, у кого не было скота, разрешалось зарезать курицу, которую три дня не кормили, а лишь поили водой, чтобы очистить мясо этой всеядной птицы. Внутрь курицы клали пучок листьев мяты или арчи, предохраняющий мясо от разложения. В день праздника из этого мяса готовили блюдо для гостей.

Любопытно, но одним из древнейших обрядов было изготовление посуды накануне Наурыза. Эта традиция восходит к авестийским временам, хорошо отражена в письменных источниках и сохранилась до наших дней среди земледельцев в Южном Казахстане и Жетысу.

В сакских каменных изваяниях в качестве атрибута нередко фигурирует сосуд – ритон. Его изображение характерно для древнетюркских каменных изваяний Центральной Азии VI–Х веков. Сосуды для жидкости предназначались в дар богам, их приносили к святилищам. Кстати, подобные ритуальные сосуды были обнаружены при раскопках курганов и городищ по всему Южному Казахстану.

[X]