Опубликовано: 1800

Ирина Щеглова: Мне приходилось самой покупать лыжи чемпиону Азиады

Ирина Щеглова: Мне приходилось самой покупать лыжи чемпиону Азиады Фото - Руслан ПРЯНИКОВ

В 2011 году на Азиатских играх в Алматы сборная Казахстана завоевала беспрецедентное количество медалей – 70, в том числе 32 золотые. Провозгласить себя сильнейшей зимней спортивной державой континента на ближайшие шесть лет во многом помогло выступление команды по ориентированию на лыжах, которая принесла в копилку хозяев четверть всего золотого запаса.

Сегодня от недавнего славного прошлого остались только воспоминания: слабое финансирование не позволяет отечественным ориентировщикам прогрессировать так, как им хотелось бы.

Повезло, что не бежали японцы

– Вопрос о включении ориентирования на лыжах в программу Азиады встал в 2007 году, – рассказывает “КАРАВАНУ” президент Федерации спортивного ориентирования Казахстана Ирина ЩЕГЛОВА. – К тому времени мы уже показывали хорошие результаты в беговом ориентировании, провели чемпионат Азии. Штатную национальную команду собрали из лыжников и ориентировщиков-бегунов. Правда, при определении состава на Азиаду пришлось испытать давление.

– В чем оно заключалось?

– Нам пытались доказать, что в команду надо брать только лыжников, потом учить их ориентироваться. Тогда они всех победят. Но это не совсем правильно. В нашем виде спорта мало быстро бегать на лыжах. Нужно иметь определенный склад мышления, хорошую зрительную память, умение мгновенно оценивать ситуацию. Спортсмен на старте получает планшет с картой. На ней обозначена сетка лыжней и контрольные пункты, которые надо пройти в заданном порядке. Задача спортсмена – выбрать оптимальный вариант движения, учитывая характер лыжни. Она может быть узкой или широкой, скоростной или медленной. В итоге в состав сборной на Азиаду вошли только три лыжника. Остальные пятеро были ориентировщиками-бегунами.

– Ориентирование на лыжах относится к тем видам спорта, которые хозяева Азиады могут включать в программу Игр по своему желанию. Почему выбор пал именно на него?

– В нашу пользу говорили результаты предшествующих Азиаде соревнований. Они у нас были выше, чем у конкурентов по региону. Правда, нам сильно повезло, что в турнире не участвовали японцы. Их федерация не сумела убедить местный Олимпийский комитет разрешить им бежать.

Звезды начали наглеть

– Во всех личных гонках наши спортсмены брали золото и серебро, и только в спринте китаянка Лю Сяотин подвинула Евгению Кузьмину со второго места на третье…

– Да, это была единственная наша неудача. Поставь мы вместо приболевшей Кузьминой любую другую спортсменку, у нас было бы серебро. Но тем не менее считаю, что поступили тогда правильно. Решение принимала сама Женя. Она сказала: “Я это право получила, и я его реализую!”. Мы не могли лишить ее того, за что она боролась три года. На дистанции Кузьмина допустила небольшую ошибку, из-за которой проиграла китаянке.

– Все остальные гонки, если судить по результатам, сложились нормально?

– В мужской эстафете мы были буквально в полуметре от проигрыша. В какой-то момент ребята заволновались и сделали несколько ошибок. В отличие от биатлона, лыжных гонок или легкой атлетики ориентировщики не видят друг друга, а тренеры не могут их вести, подсказывая, как идут дела. Это психологически усложняет работу на дистанции.

– Тон в сборной на Азиаде задавали бывшие россияне – Михаил Сорокин, Евгения Кузьмина. Да и Ольга Новикова, родившаяся в Казахстане, тренируется в России. Своими силами бы не справились?

– По поводу привлечения россиян мы долго спорили. Понимаете, у них уровень подготовки иной. Там есть специализированные школы по ориентированию, а у нас в лучшем случае только отделения. Российские ориентировщики должны были показать нашим ребятам, как надо работать на тренировках. На самом деле изначально мы не собирались их приглашать. Но в какой-то момент наши звезды начали наглеть, тренироваться спустя рукава. Только с приходом россиян они поняли, что их звездность никого не интересует, и им можно найти замену. Тогда они спустились с небес на землю и начали вкалывать, как надо.

Михаил Сорокин выиграл на Азиаде-2011 четыре золотые медали

Кузьмину выжили из команды

– Если четырехкратные чемпионы Азиады Сорокин и Новикова по-прежнему выступают за Казахстан, то Кузьмина – нет. Что случилось?

– Женьку как-то сразу восприняли в штыки. Возможно, потому, что она не была на две головы выше остальных, как Новикова, и заняла в сборной чье-то место и выиграла чью-то медаль. Кузьмина мужественно выдержала Азиаду, побегала еще год, но психологически ей было очень тяжело. По сути, ее выжили из команды, и она вернулась в Красноярск. Надеюсь, Женя не держит на нас зла – мы сделали для нее все, что могли.

– В следующем году в Алматы пройдет зимняя Универсиада. Однако лыжного ориентирования в ее программе нет…

– Нам называли разные официальные версии, но правду, почему это произошло, я так и не узнала. Понятно, что лидеры сборной Сорокин и Новикова в силу возраста не смогут выступить на Универсиаде, но, видя потенциал наших молодых спортсменов, мы могли гарантировать как минимум одну медаль.

– На Азиаде-2017 в японском Саппоро лыжного ориентирования тоже не будет…

– Спорт – это политика. Зачем японцам включать дополнительно вид спорта, где медали можно потерять? Другой причины я не вижу. А мы не знаем – радоваться нам или плакать? С одной стороны, нас уважают и боятся, с другой – мы лишены возможности доказать, что победы в Алматы не были случайностью.

По спонсорам – с валокордином

– Как прошел зимний сезон-2015/16?

– Ни сборов, ни выездов на турниры, к сожалению, не было. ДШНК выделила деньги только на проведение чемпионата и Кубка Казахстана. Весь сезон ребята готовились сами, дома. Новикова вышла из декретного отпуска и выступила на двух этапах Кубка мира – помогла Республиканская школа высшего спортивного мастерства по зимним видам спорта. Сорокин восстанавливается после травмы.

– Помимо ДШНК есть другие источники финансирования?

– Нет. Много лет, будучи вице-президентом и гостренером, обращалась к руководству с просьбой найти спонсоров. Понимаю, что федерацию должен возглавлять человек, который может поддержать свой спорт финансами. У меня такой возможности нет. Парадоксальная вещь: в 90-е годы серьезные бизнесмены помогали спорту, не имея и десятой доли того, что у них есть сейчас. Я прошла тот период, когда ходила с валокордином по спонсорам. Столько выслушиваешь в свой адрес, хотя просишь не для себя, а для детей. Сейчас уже не осмеливаюсь.

– К чему приводит безденежье?

– Обидно, что проигрываем на соревнованиях из-за худшей экипировки, смазки или отсутствия возможности “подкормить” ребят на длинных дистанциях. Питание, которое спортсмен другой страны выпьет за раз, мы делим на три порции. В результате ребятам не хватает энергии добежать дистанцию на том уровне, на котором они ее начинали. После Азиады я Сорокину сама купила три комплекта лыж за собственные деньги, а одна пара хороших лыж стоит порядка тысячи евро. Перед Азиатскими играми в команде были и смазчики, а сейчас спортсмен должен сам и восстановиться после гонки, и подготовить себе лыжи. Несмотря на все проблемы, результаты растут. Мы не можем сказать, что поддержки нет совсем. У нас есть гостренер, три человека в штатной команде ДШНК, в ЦСКА сформирована сборная команда на базе именно ориентировщиков-лыжников. Однако интерес со стороны государства ослабел. Исчез стимул к чему-то стремиться. Надеюсь, что нам удастся не растерять то, что имеем.

Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи