Опубликовано: 2200

Импровизация по-африкански

Импровизация по-африкански

Жауада Айдауи, пианист-виртуоз из Марокко, композитор джазовой и классической музыки, дирижер, аранжировщик и педагог музыкальной импровизации посетил Алматы и преподнес поклонникам фортепианной музыки мастер-класс.Жауад АЙДАУИ родился в семье известного художника Марокко. Уже в пять лет мальчик играл на пианино. Родители, заметившие увлечение сына, к

шести годам отдали его в музыкальную школу. И, судя по всему, очень правильно сделали, так как в возрасте одиннадцати лет Жауад уже играл в оркестре, состоявшем из взрослых музыкантов, окончивших консерваторию. Исполняли классическую, арабскую и берберскую музыку. В 15 лет, помимо классического образования, юноша начал обучаться искусству импровизации. К 16 годам Жауаду предложили заняться преподавательской деятельностью в музыкальной школе. В 20 он серьезно увлекся джазом, а годом позже создал стиль, основанный на виртуозной технике импровизации, и открыл собственную школу с новаторской системой обучения. В 22 года молодой музыкант написал собственную симфонию.

Позже Жауад выступал вместе с Khaled, Sting, Morricone, участвовал в многочисленных музыкальных конкурсах, трижды ему присуждали звание лучшего фортепианиста Марокко.

Творения через ощущения

– Когда я творю, то выражаю свои чувства и ощущения, – рассказывает Жауад АЙДАУИ. – Музыканты, готовясь к импровизации, в большинстве своем знают, что начнут с “А”, перейдут к “B” и закончат “C”. Я же понятия не имею, какой будет структура этого мастер-класса. Узнаю это только тогда, когда сяду за пианино…

Присев на стул для фортепиано, Жауад приступил к делу. Все присутствующие сразу угадали мелодию: The Beatles – Let It Be. Недоумевали: “Где же импровизация, о которой с чувством говорил музыкант из Марокко?”. Спокойно закончив первый куплет песни, Жауад вдруг остановился, опустил голову до уровня клавиш, слегка обмяк и через несколько секунд воспрянул в уже очень энергичной аранжировке, отдаленно напоминающей музыку английских идолов 60-х годов. То поднимаясь, то снова садясь, извиваясь и не открывая глаз, музыкант вошел в нирвану. Кисти его рук, на первый взгляд, хаотично перебирали клавиши, издавая порой резкие, но на удивление гармоничные звуки. За две минуты импровизации музыканту удалось добиться невероятной связи с залом, понимания с людьми, которые пришли к нему на встречу. Доказательством этому послужили аплодисменты всех тех, кто в самом начале с иронией отнесся к творчеству музыканта из Северной Африки.

Улучив момент, “Караван” взял интервью у гостя из Марокко.

Начать без ничего

– Жауад, вы уже успели познакомиться с творчеством казахстанских музыкантов?

– В Казахстане дружно уживаются более ста пятидесяти национальностей, и этот факт, с моей точки зрения, очень ярко выражается в музыке. Например, всем известно, что русские – очень техничные музыканты, а казахи вносят в свои произведения большую долю духовности. И когда духовность и идеальная техника соединяются воедино, получается волшебная музыка, которую мне уже удалось послушать и прочувствовать. Да, в Казахстане замечательные музыканты!

– Говоря об импровизации, с чего же следует начинать молодому музыканту, решившемуся постичь этот стиль?

– Первым делом вам стоит сесть за инструмент и полностью расслабиться. Прочувствовать свое внутреннее состояние, атмосферу вокруг себя, энергетику, окружающую вас. Исходя из этого, НЕ руководствуясь собственным разумом, нажать первую клавишу, взять одну ноту. Поверьте, это и будет вашим началом. Вы знаете, кто первым сказал: “Легко начать без ничего”? Это был аль-Фараби. Он говорил, что импровизация – это наш инстинкт. С этого и стоит начать.

Между композитором и импровизатором

– В чем же тогда разница между композитором и импровизатором?

– Кит ДЖАРРЕТ, джазовый пианист-импровизатор, однажды произнес смелую фразу: “Композитор – это человек с большим количеством информации в голове, которую он переводит в музыку. У него есть стирательная резинка. Импровизатор же переводит в музыку свои чувства, и у него нет стирательной резинки”. Я полностью поддерживаю слова Кита. Он как нельзя лучше разделил эти, на первый взгляд, схожие понятия.

– Планируете ли вы в будущем посетить Казахстан со своей концертной программой?

– Определенно. Скоро состоится мое турне, и я очень хотел бы еще раз побывать в ваших краях, поближе познакомиться с вашей культурой, природой и вашими интересными музыкальными инструментами.

Борис КАЛАЧЁВ, Алматы

[X]