Опубликовано: 2474

...И парочка крыльев впридачу

...И парочка крыльев впридачу

“Прикольные!” – говорят взрослые. “Чума!” – соглашается молодежь. И каждый со счастливой улыбкой перебирает на заставленном столике фигурки.

Остаться равнодушным к расписным игрушкам усть-каменогорского художника Владимира ЛЯПУНОВА невозможно. С ними весело – как в детстве!

О себе художник говорит: “Родился с карандашом в руках”. Профессионально творчеством занят с 19 лет и, кажется, освоил все жанры – графику, живопись, роспись... В Восточно-Казахстанском краеведческом музее в свое время выпустили альбом “Алтай в кайнозойскую эру”, 19 рисунков доисторических животных и растений для него сделал Ляпунов.

В музее – только скелеты, пришлось консультироваться у разных ученых, – вспоминает художник. – Геологи объяснили, каким должен быть ландшафт. Я нарисую, покажу, мне говорят: “Нет, скалы должны быть более острые, потому что горы молодые”. В изображении животных все нюансы учитывались, многие существа были эндемичными – больше нигде не встречались. Для меня это было потрясающе интересным погружением в новую тему.

Искра творчества

С началом 2000-х в Усть-Каменогорске постепенно прописались городские ярмарки. Первые уличные ряды с хендмейдом имели неожиданный эффект: горожане, будто голодные, собирались возле лотков с безделушками, которые сшиты, связаны, слеплены, сплетены своими руками. Сам процесс, когда в промышленном Усть-Каменогорске кусочек улицы вдруг становился разноцветным, выглядел волшебно. Только представьте: художник достает из коробки расписные фигурки, расставляет их на раскладном столике… Разве не праздник?!

К росписи,  по словам Владимира, его привел усть-каменогорский поэт, резчик по дереву Евгений КУРДАКОВ:

Иногда казалось, здесь, в провинции, никаких перспектив. Застой, ничего не ладится. А придешь к Курдакову, поговоришь – и вдруг одной фразой он возвращает искру в творчество. И ты снова летишь! Он умел творить сам и незаметно окрылял твою угасающую идею.

Как-то Евгений Курдаков попросил художника расписать несколько изделий из дерева. Тот начал искать стиль и, по собственному признанию, утонул в теме:

Я нашел алтайскую роспись и собрал по ней весь материал. Она вся из определенной символики. Вазоны – это символ земли, трава – символ жизни, богатая трава – богатая жизнь. У всего свой смысл – у цветов, изображений людей, птиц. Я придумал технологию масляную и гуашевую и сделал жанровую роспись на всю стену в городском профучилище.

Кажется неправдоподобным, но у многих художников Усть-Каменогорска сегодня ностальгия по непростым 90-м годам. Творческая братия в тот период смогла создать галерею современного искусства. При ней работала детская художественная студия. Были выставки, люди собирались, обсуждали новые, как сейчас бы сказали, тренды в искусстве:

– Мы пытались выжить духовно, сберечь свой мир. Москвичи как-то зашли и удивились: какой уровень, какая свежесть в работах! Хотя, казалось бы, медвежий угол. А здесь такая природа, что творческие люди обязательно начинают проявлять себя.

Тысяча и одна игрушка

Когда в городе стали устраивать ярмарки, художник Ляпунов выставил деревянную расписную игрушку. По его словам, и не думал, что будет она пользоваться спросом. Придумал чисто из творческого азарта. Вложил вкус, настроение, технологию, мастерство. Вышли праздничные, согретые необычным обаянием веселые сувениры:

Каждый находит что-то свое. Дорожные полицейские укатываются над моими гаишниками, сразу отпускают: “Ладно, езжай”.

У всех ляпуновских игрушек есть своя легенда. Так, справная девица с приданым – символ скорого замужества, группа патриотов с государственными флажками – к повышению по службе… Всего у мастера – больше тысячи (!) наименований игрушек. Для их изготовления Владимир разработал технологию модуля – детали одинаковые, а собрать можно по-разному. Например, из девяти одинаковых деталей можно скомпоновать сто вариантов (!) игрушки:

– Я учился на оформителя и знаю, как проектировать, как на станке делается деталь. Сам делаю любые станки и приспособления. Могу доску изнутри выточить как чашку.

Расписная игрушка – только хобби мастера. Заработать на ней, по словам Владимира, можно только при условии больших объемов. Чтобы трудилась артель человек в 30 или небольшой художественный завод. Пока об этом думать даже смешно. В большом количестве сувениры нужны там, где раскручен туризм, а на Казахстанском Алтае  туризм лишь на словах.

Полеты синей птицы

Сейчас Владимир Ляпунов занят алтайской росписью русских изб в музейном комплексе этнографической деревни. За сюжетами художник обращался к ученым, к специальной литературе. Основали алтайский стиль бригады красильщиков, которые приезжали на заработки в Сибирь. Со временем в традиционные узоры вплелись новые цвета и орнаменты. Возник многосложный солярный круг – символ солнца, его в суровом крае всегда не хватало.

Изюминка в росписи Ляпунова – изображения птиц и людей. Они небесно красивы, утонченны и изящны. Птица удачи устремлена ввысь и, как пел Андрей Макаревич, манит синим взмахом своего крыла…

– Творчество устроено по тем же законам, по которым Бог сотворил мир, – улыбается Владимир. – Художник создает свой мир таким, каким его видит.

Мир Владимира Ляпунова – веселый и романтичный. Как детская сказка. У художника есть игрушка: собрался мужичок в путь, прихватил с собой парочку крыльев. Наверное, она о том, что у каждого должна быть мечта. А у каждой мечты должны быть крылья: на крыльях мечты ни горы, ни пропасти не страшны.

У Ляпунова уже написан собственный учебник по алтайской росписи. В неповторимом стиле созданы наборы деревянной посуды с казахским и русским орнаментами, панно, игрушки… В будущем есть желание открыть свою художественную школу. Чтобы будить в детях любовь к красоте, к ближним, к природе:

– Сейчас родители настолько делами заняты, что не заметили, как от них дети ушли. В семьях нет главного – простых человеческих отношений, нет чувства своего ребенка. И у детей исчезло желание прижаться к маме. Вместо теплоты – договорные отношения.

Таких людей Ляпунов называет глухими, они не в состоянии услышать красоту. Но так быть не должно. И для этого художник пишет пронзительно красивую природу Казахстанского Алтая. Делает веселые добрые игрушки. Рисует на домах солнечные узоры и синих птиц.

Усть-Каменогорск


[X]