Опубликовано: 1500

Гульжана КАРАГУCОВА: Деньги нужно тратить эффективно

Гульжана КАРАГУCОВА: Деньги нужно тратить эффективно

Перед самым выходом на каникулы парламент утвердил отчеты правительства и счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2015 год. Сюрприза не случилось, претензий у депутатов было, как обычно, много: сумма неэффективно использованных бюджетных средств составила 459,2 миллиарда тенге, еще 7,8 миллиарда остались неосвоенными, целесообразность некоторых финансовых вливаний в рамках государственных программ поставлена под

сомнение.

Отчеты парламентарии в итоге утвердили, но рекомендовали правительству пересмотреть индикаторы, отражающие эффективность использования государственных денег. О том, что не устроило депутатов в картине, нарисованной кабмином, “КАРАВАНУ” рассказала председатель комитета по финансам и бюджету мажилиса парламента РК Гульжана КАРАГУСОВА.

– Гульжана Джанпеисовна, корректировки бюджета, проводимые в конце года, признаны следствием неэффективного управления бюджетными программами. Тем не менее правительство с гордостью отчиталось, что исполнило бюджет на 99,4 процента. Как так получилось?

– Да, в этом году при рассмотрении отчетов правительства и счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2015 год было много сказано о неэффективном использовании бюджетных средств, хотя выделенные бюджетные средства освоены почти на 100 процентов. Как вы знаете, прошлый год был экономически тяжелым, были приняты антикризисные меры, и поэтому в течение 2015 финансового года республиканский бюджет 2015–2017 годов неоднократно уточнялся и корректировался. Но основная задача заключалась в том, чтобы не просто потратить деньги, а потратить их максимально эффективно. Для этого нужно, чтобы каждый администратор бюджетных программ при формировании и исполнении бюджета задавал себе главный вопрос, чего всегда требует Президент: какова отдача от этих вложений?

Но конкретных критериев оценки эффективности деятельности госорганов у нас нет, и это одна из главных недоработок правительства, о которых мы говорим ему с 2007 года. В рамках реализации пятой институциональной реформы “Плана нации” – “100 конкретных шагов” – мы очень долго вырабатывали новые ключевые индикаторы для правительства, министров и акимов областей, городов Астаны и Алматы, которые по критериям ОЭСР должны быть четкими, статистически измеримыми и контролируемыми, отражать конечные результаты (положительные изменения в экономике) проводимой работы и строго соответствовать полномочиям и компетенциям. Данные подходы главой государства поддержаны и с этого года будут внедряться.

– Какие критерии оценки эффективности госпрограмм предлагаете вы?

– В первую очередь при разработке программных документов необходимо ставить конкретные показатели, основанные на глубоком анализе, – пополнение доходной части бюджета, его соизмерение с затратами государства на развитие производства, поддержку малого и среднего бизнеса, открытие рабочих мест и так далее. К примеру, для получения бюджетных средств на развитие туризма конечным результатом должно быть не открытие турбазы и привлечение такого-то числа туристов, а рост налогов в результате развития данной сферы и изменения к лучшему: проложили новые маршруты в сельских районах, где не было работы, открыли новые рабочие места, отремонтировали улицы и стали знакомить туристов с национальными традициями. Это тот результат, который можно посчитать и ощутить.

А что имеем мы? В 2015 году на реализацию программы “Дорожная карта бизнеса” регионам было выделено 52,8 миллиарда тенге трансфертов. То есть государство выделило большие деньги для создания инфраструктуры для развития предпринимательства, но какова отдача от этих вложений, на сколько благодаря им выросли налоговые платежи в бюджет – неизвестно. Мой коллега, депутат Нуртай Сабильянов, выразил опасение, не повторят ли индустриальные зоны судьбу специальных экономических зон, на которые с 2003 по 2015 год государство направило 237,9 миллиарда тенге, но значительного пополнения бюджета от этих вложений мы так и не увидели. Нам ответили: у многих из них налоговые льготы. Но, во-первых, идет вторая пятилетка индустриально-инновационного развития, и уже многие предприятия должны выйти на проектную мощность. Во-вторых, работники этих предприятий должны получать зарплату. Тогда почему динамика собираемости индивидуального подоходного налога отрицательная?

Эффективность субсидирования объектов предпринимательства тоже вызывает много вопросов. В прошлом году на эти цели было выделено 26,7 миллиарда тенге. Оказалось, что 40 процентов получателей этих субсидий занимаются не производством, а торговлей, операциями с недвижимостью, предоставлением услуг по организации отдыха, развлечений и т. д. Анализ не показал значительного увеличения налоговых поступлений, открытия новых рабочих мест или роста зарплаты. Значит, бюджетные деньги были использованы неэффективно. И таких примеров на обсуждении отчета правительства мы привели очень много.

К сожалению, программные документы страны (государственные и отраслевые программы, стратегические планы госорганов и т. д.), на основе которых формируется бюджет, перегружены излишней информацией, большим количеством целевых индикаторов, которые отражают функции госорганов, а не конечный результат, не отражают четкой, конкретной динамики развития той или иной сферы. Очень сложно оценить эффективность, если конечная цель формулируется, как “улучшить” или “усовершенствовать”. Эти документы в большинстве случаев разрабатывались формально и не отражали прямой связи с республиканским бюджетом.

В этом году по поручению главы государства оптимизированы все государственные и отраслевые программы, переформатированы стратегические планы госорганов и программы развития территорий. Надеемся, что картина следующего года изменится.

– Но отчет вы все-таки утвердили...

– Неутверждение отчета бывает тогда, когда большая часть основных показателей и задач была провалена. Этого сказать мы не можем. Мы говорим о больших проблемах в эффективности использования бюджетных средств, о рисках, которые правительство не учитывает.

– Претензии к правительству у депутатов возникают во время каждого обсуждения отчета по исполнению республиканского бюджета, но пока ситуация не меняется. Очевидно, что неэффективная система управления бюджетными средствами некоторых администраторов бюджетных программ вполне устраивает.

– Да, ежегодно претензии к работе правительства у депутатов растут. Это говорит о том, что депутатский корпус при рассмотрении отчетов правительства и счетного комитета очень скрупулезно относится к каждой цифре, опирается на большую аналитическую работу, которую мы ведем в течение всего года, на сравнительный анализ всех предыдущих отчетов. Да, ситуация меняется очень медленно, но все-таки поэтапно идет совершенствование бюджетного законодательства. Оно становится более четким, охватывает все больше сфер, где расходуются бюджетные средства. У нас уже готов пакет предложений в Бюджетный кодекс, по итогам рассмотрения отчетов правительства и счетного комитета 2015 года. Уже действует принятый в конце 2015 года Закон “О государственном аудите и финансовом контроле”, направленный на повышение эффективности управления и использования бюджетных средств, активов государства и субъектов квазигосударственного сектора, а также на своевременное пресечение и недопущение нарушений и усиление экспертно-аналитической деятельности. И это уже дает свои положительные результаты.

Надеемся, что первая реформа “Плана нации”, направленная на повышение эффективности госаппарата, тоже даст свой эффект. Нужно менять менталитет госслужащих, поэтому для них и вводится новая система ответственности и оплаты труда. Каждый должен знать, что делать ради решения конкретной задачи. Каждый должен помнить, что оплата его труда будет зависеть от качества, а не от количества проведенных на работе часов. Каждый сотрудник должен отвечать за свой участок работы, а министр – за конечный результат. А когда будет спрос, будут и изменения.

– К следующему обсуждению бюджета критерии оценки будут утверждены?

– Исполнение республиканского бюджета за 2016 год парламент будет рассматривать весной 2017 года. В этом году осенью будем рассматривать проект республиканского бюджета на 2017–2019 годы. Он должен быть составлен в соответствии с новыми требованиями. Очень надеемся, что это произойдет. Ну и наш подход тоже будет исходить из тех задач и требований, которые поставил перед нами глава нашего государства, Президент Н. А. Назарбаев, во благо нашего народа.

Астана

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи