Опубликовано: 1700

Граненая проблема

Граненая проблема

Производители водки наглеют, а особо напористые даже прикрываются громкими именами. В то же время борьба с пьянством и алкоголизмом ведется только на словах, считают общественники Павлодара.

Нужны жесткие меры!

Национализировать водочные заводы и поднять в разы цену на водку предлагает депутат Павлодарского городского маслихата Аскар Бахралинов. В борьбе со спаиванием народа хороши любые меры, даже самые жесткие.

– Во-первых, надо национализировать все производство алкогольной продукции, – убежден Аскар Бахралинов. – Есть хороший пример – это Финляндия. Там государство производит водку и само продает ее. Если мы пойдем этим же путем, то увеличим поступления в бюджет. Водка будет реализовываться в специализированных государственных магазинах, и люди перестанут бояться отравиться. Также станет легче регламентировать продажу. Допустим, только в дневное время, а на выходные и ночное время – запрет. Пусть это не касается дорогих коньяков и вин. Почему? Потому что к пьянству приводит именно водка.

Второй шаг – надо резко поднять цену. Надо, чтобы бутылка стоила, к примеру, около трех тысяч тенге. Некоторые скажут, что тогда расцветет самогоноварение. Извините, но наши люди могут делать и бензин из нефти. Однако государство смогло не допустить этого! Или, например, заставили же у нас всех пользоваться ремнями безопасности!

Повторюсь, национализация водочного бизнеса – это одна из лучших, на мой взгляд, мер, которая уменьшит пьянство.

– Как же быть предпринимателям, которые вложили труд и большие деньги в создание винно-водочных заводов?

– Надо предложить им хорошие деньги, тем более в нашей республике не так много подобных производств. Приобрело же государство все нефтеперерабатывающие заводы. Тем более что в водочном бизнесе мы видим натуральное мошенничество – акцизный налог с производства мы недополучаем. Кто-нибудь может сказать, сколько мы потеряли? Никто!

Как в Павлодаре борются с пьянством? НИКАК!

– Как, по вашему мнению, в Павлодаре ведется борьба с алкоголизмом?

– Никак. Ни один чиновник, ни один государственный орган не борется с алкоголизмом. В Павлодаре молодежь, несмотря на запрет пить алкоголь в общественных местах, выпивает и будет это делать. Потому что ей нечем себя занять. Альтернативы спиртному нет! В целях профилактики пьянства в городе надо КАЖДЫЙ день проводить массовые спортивные или культурные мероприятия. Вечерами повсеместно открывать двери футбольных секций, карате или кружков танцев.

– Вы со своими коллегами-депутатами как-то решаете проблему?

– Мы можем только увеличивать финансирование программ. Другое дело, что предлагают их администраторы. Хотя, например, мы видим, что надо в корне менять все спортивные мероприятия. Не вижу на наших телеканалах и в газетах ни одной социальной рекламы. Вместо этого нам показывают фильмы, в которых персонажи пьют спиртное и считают это престижным.

Особенно сильно возмущают названия водок! Сейчас есть водки “Парламент”, “Сенат” и даже “Президент”. Можно предположить: производитель спиртного добивается, чтобы человек, выпив эту продукцию, мысленно автоматически становился депутатом (смеется).

– Другой ужасный пример. Водка называется “Нуреке”. На задней стороне бутылки фотография “Акорды” и как будто бы рука главы государства, подписывающего документ. Что это за безобразие?! Человек, который покупает эту водку, ассоциирует ее с Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым.

Водка-то на самом деле дешевая – всего 350 тенге. Теперь читаем, где ее производят: “Жамбылская область, Мереке ауданы, Сарымолда ауылы”.

Это что, профилактическая мера по борьбе с пьянством?! Любой молодой человек, прочитав слово “Нуреке”, купит эту бутылку водки. Такова цель производителя. Если бы действовала госмонополия в алкогольной промышленности, то ничего подобного не было бы!

Из нас делают дураков!

Солидарен с депутатом относительно слабого противодействия “болезни века” представитель общественного объединения “Салауатты казакстандык” (“Здоровый казахстанец”) павлодарец Федор Ковалев:

– Насколько эффективно велась профилактика алкоголизма, трудно сказать, потому что она вообще не велась. Совместно с местным фондом “Молодежь – за здоровый образ жизни” я добился того, чтобы из центра города убрали билборды с рекламой алкогольных брендов под видом минеральной воды. Пропагандировалась именно водка, потому что минералки с таким названием в магазинах нет.

В казахстанском законе о рекламе, на мой взгляд, есть настоящая брешь. Депутаты Мажилиса приняли поправки к нему, разрешающие рекламировать под одной торговой маркой различную продукцию.

Теперь производители делают все по закону, однако с моральной точки зрения из нас лепят дураков. Ну не смешно ли, когда появляется реклама спичек под названием “Первак”?! Любой маркетолог может посчитать целесообразность того, сколько стоит годовая аренда билборда в центре города и общая сумма продаж минералки или спичек. Цифры несоизмеримые.

P.S. В ходе подготовки материала мы хотели узнать мнение заместителя акима области по социальным вопросам Рысты Жумабековой о предпринимаемых или планируемых мерах в борьбе за трезвость. Ее помощница сослалась на дефицит времени и встречу отложила.

Ризабек ИСАБЕКОВ, Павлодар

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи